«Экодом»: «Наша цель — не только вернуть страну, но и сделать ее зеленой»

С 2021 года в Беларуси было ликвидировано более 100 экологических организаций. Почти не осталось субъектов, способных отслеживать состояние окружающей среды. «Экодом» продолжает настаивать, что экологическая повестка неотделима от демократических перемен — ею нужно заниматься прямо здесь и сейчас. Reform.news поговорил с менеджеркой «Экодома» Кариной Соловей о том, как эффективно продвигать зелёные ценности, чем экологи опасны для режима и почему уроки Чернобыля так и не были усвоены. 

«Экодом» — старейшая экологическая организация Беларуси, основанная в 1996 году для продвижения экологически дружественного образа жизни и идей устойчивого развития. Проводит антиядерную кампанию «Чернобыльская неделя»,  консультировала жителей в деле строительства аккумуляторного завода в Бресте, помогала защищать скверы и парки от вырубки в беларусских городах. Сегодня «Экодом» работает из Вильнюса, продолжая заниматься экологическим образованием, мониторингом экологической обстановки, аналитикой и консультациями по защите прав беларусов на благоприятную окружающую среду.

«Экологических проблем меньше не становится»

Несмотря на свою экологическую направленность, «Экодом» стал одной из первых общественных организаций, признанных властями экстремистской. Менеджерка «Экодома» Карина Соловей рассказывает, что после ликвидации их взаимодействие с государством свелось к нулю.

— Раньше мы входили в рабочие группы по разработке экологического законодательства, участвовали в координационных советах при министерствах, общественных обсуждениях, круглых столах с застройщиками, госорганами, местными жителями, посещали суды и помогали беларусам и беларускам отстаивать свои права. 

Сейчас команда, как и раньше, занимается поддержкой экоактивистов, развитием комьюнити, образованием и информированием общества. В 2022 году была создана рабочая группа по экологическим последствиям войны в Украине.

— «Экодом» стал одним из организаторов этой инициативы. Группа занимается изучением воздействия военных действий на окружающую среду после полномасштабного вторжения России в Украину. Цель — распространение проверенной информации и совместно с экспертами поиск решения экологических проблем, возникших в результате войны.

«Экодом» является одним из участников альянса «Зеленая Беларусь». Альянс создает экологическое видение Беларуси, разрабатывает аналитические документы и дорожные карты будущих экологических реформ. Накопленные знания понадобятся Беларуси на этапе политической трансформации, уверена Карина.

— Мы продолжаем оказывать консультации и юридическое сопровождение внутри страны. В среднем, это около 200 запросов в год. Это не супербольшие цифры, но показатель того, что активность в стране остается. Экологических проблем меньше не становится, поэтому мы стараемся работать максимально безопасно, чтобы не подвергать риску людей. 

С 2006 года «Экодом» занимается антиядерной деятельностью и популяризацией возобновляемых источников энергии. В апреле 2024 года прошла традиционная «Чернобыльская неделя»: в разных странах прошло более 20 мероприятий, в которых приняло участие около 500 человек оффлайн.

«Сейчас мы можем узнать о проблемах в тот момент, когда уже нельзя будет справиться с последствиями»

Заниматься экологической повесткой, находясь в изгнании, сложно, но не невозможно, считает Карина Соловей. 

— За границей мы можем позволить себе то, чего люди внутри страны не могут. Например, обнародовать случаи нарушения законодательства, которые могут негативно воздействовать на окружающую среду, или общаться с независимыми СМИ, которые сейчас в большинстве своем также признаны «экстремистскими». Люди внутри страны теперь боятся и избегают публичности, а мы можем быть их голосом.

По словам Карины, главный вызов сейчас — это продолжать эффективно мониторить экологическую ситуацию в стране.

— Мы не хотим лишний раз подвергать людей риску взаимодействия с нами. Внутри страны практически не осталось субъектов, способных отслеживать происходящее на местах. Скорее всего, мы не располагаем полной информацией о текущей ситуации. Если раньше многие проблемы могли быть выявлены и решены на ранних этапах, то сейчас мы можем узнать о них в тот момент, когда уже нельзя будет справиться с последствиями. Вероятность такого исхода растет, поскольку общественный контроль над экологической ситуацией сокращается. 

«Экодом» фиксирует репрессии и давление на экологических активистов внутри Беларуси. По свидетельствам Карины, более 100 экологических организаций были ликвидированы или принуждены к самоликвидации, среди политических заключенных есть 11 человек, связанных с экологическим активизмом. Недавно был задержан лидер ликвидированной партии «Зеленые» Дмитрий Кучук

— Несмотря на репрессии, мы все равно видим интерес к зеленым темам и экологическим проблемам. Теперь наша задача — максимально сохранить этот потенциал и обеспечить безопасность взаимодействия между организациями, находящимися за пределами страны, и людьми, оставшимися внутри. 

Фото: Алиса Гончар

«Ну и кому от этого стало лучше?»

Орхусская конвенция, инициированная Европейской экономической комиссией ООН, была подписана Беларусью в 1998 году. Этот документ вводит ряд обязательств для стран-участниц в области охраны окружающей среды, включая доступ к информации, участие общественности в принятии решений и доступ к правосудию. В июле 2022 года Лукашенко подписал указ о выходе из этой конвенции. Карина Соловей объясняет практические последствия этого решения:

— Беларусь больше не связана обязательствами. Жители лишились возможности защищать свои экологические права на международном уровне. Раньше можно было обращаться в том числе в Комитет при Орхусской конвенции, но сейчас такой возможности у них нет. Выход из конвенции развязывает нелегитимным властям руки для еще большего нарушения законодательства в вопросах экологии.

Встреча сторон Орхусской конвенции в 2021 году потребовала от Беларуси восстановить регистрацию «Экодома». Благодаря этому случаю при конвенции появился спецдокладчик по преследованию экологических активистов.

— Я думаю, что выход из соглашения был ответной реакцией. Вместо того, чтобы признать неправильные действия государства в отношении всех активистов и организаций, не только экологических, нелегитимные власти приняли такое импульсивное решение. Самое обидное, что больше всего от выхода из конвенции пострадали жители нашей страны. Мы надеемся, что в будущем, когда наступят перемены, Беларусь вернется к участию в этой и других конвенциях, из которых она вышла. У нас есть надежда на перемены.

Выход Беларуси из Орхусской конвенции – это шаг в сторону самоизоляции страны от международного экологического сообщества, считает Карина.

— Раньше было международное сотрудничество, в том числе и финансирование государственных проектов в сфере охраны окружающей среды. А теперь эти пути для нашей страны закрыты. Ну и кому от этого стало лучше?

«Риски аварии, возможно, не так велики, но ее последствия могут быть катастрофическими»

Антиядерная тематика по-прежнему остается одним из важнейших направлений работы «Экодома». По мнению Карины, уроки Чернобыльской катастрофы не усвоены. Нелегитимные власти пытаются продвигать и популяризировать тему мирного атома. В 2019 году организация опубликовала документ под названием «Энергетическая революция в Беларуси», где были разобраны перспективы устойчивого развития энергетического сектора.

— Мы хотели показать, что перемены и полный отказ от ядерной энергетики в пользу возобновляемых источников энергии возможны. Эта тема очень важна для нас как для организации, и мы продолжаем с ней работать. БелАЭС – это безусловно опасный объект, требующий постоянного и повышенного внимания.

В 2016 году корпус реактора одного из энергоблоков на БелАЭС упал с нескольких метров. В 2021 году «Киберпартизаны» опубликовали информацию о 16 тысячах недоделок разного масштаба. Разведка Литвы опубликовала отчет, в котором указано, что власти Беларуси вместе с «Росатомом» скрывают информацию о дефектах и инцидентах на БелАЭС.

— Риски существуют достаточно большие. Не зря Литва проводит регулярные учения по реагированию на аварии на БелАЭС. Дружественный нам эксперт, физик-ядерщик Андрей Ожаровский, поделился исследованием Венского университета Flex Risk. В нем есть карты возможного загрязнения при самых тяжелых авариях на АЭС, в том числе и Островецкой АЭС. В зависимости от ветра последствия могут быть различными. По одному из этих сценариев заражение может дойти до Каунаса, а не только до Вильнюса. Риски аварии, возможно, не так велики, но ее последствия могут быть катастрофическими.

Минская ТЭЦ. Фото: Алиса Гончар

Некоторые европейские страны пытаются вернуться к атомной энергетике, чтобы уйти от энергозависимости от России, хотя вложенные средства могли бы быть направлены в гораздо более безопасные источники энергии, продолжает Карина Соловей. 

— Все чаще атомная энергетика называется зеленой. Иногда ее предлагают даже как средство борьбы с глобальным изменением климата. Все чаще звучат призывы строить больше новых АЭС и продлевать сроки эксплуатации старых, опасных станций. В то же время, примером может служить Германия, которая в прошлом году закрыла последние три АЭС, окончательно отказавшись от атомной энергетики. В Австрии, например, полностью готовая АЭС так и не была введена в эксплуатацию, поскольку страна решила отказаться от атомной энергетики, и проект был закрыт.

Карина объясняет, что выбросы парниковых газов полного цикла атомной энергетики далеки от нулевых.

— Проблема радиоактивных отходов остается нерешенной. Они продолжают загрязнять окружающую среду из-за небезопасного хранения и утечек, представляя угрозу на протяжении сотен тысяч лет. Альтернативы существуют, и мы надеемся, что будущее будет безъядерным. Мы будем прилагать все усилия для достижения этой цели. Мы хотим показать, что есть реальные решения и сценарии перехода к безопасной энергетике.

Когда БелАЭС полностью интегрируется в энергосистему страны, отказаться от атомной энергии будет сложнее. Пока этого не произошло, у нас есть возможность откатить назад, говорит Карина Соловей.

— Экологи не требуют закрытия атомной станции завтра. Понятно, что процесс перестройки энергосистемы страны сложный. Мы хотим подчеркнуть, что это не невозможно. Беларусь может существовать за счет возобновляемых источников энергии.

Минская ТЭЦ. Фото: Алиса Гончар

«Оставаться экологом вне политики — это неэффективно, и это не совсем благодарное дело»

«Экодом» является частью товарищества «Зеленая сеть», Беларусского национального молодежного совета «РАДА», входит в коалицию «Чистая Балтика» и участвует в Европейском экофоруме.

— Мы всегда открыты к сотрудничеству, и для нас важно оставаться на связи со всеми, кто разделяет наши ценности. «Экодом» стремится быть не только зеленой инициативой, но и соблюдает принципы демократии и устойчивого развития. Одна из главных целей для всех выехавших общественных организаций — вернуть себе страну. Так вот, наша цель — не только вернуть страну, но и сделать ее зеленой. «Экодом» будет продолжать защищать наше право на чистую окружающую среду, популяризировать бережное отношение к дикой природе и вовлекать как можно больше единомышленников и единомышленниц.

Карина Соловей считает, что в современной Беларуси оставаться вне политики — это безответственно. Поэтому «Экодом» старается взаимодействовать с теми силами, для которых важны антиядерное и экологическое направления.

— Оставаться экологом вне политики — это неэффективно и не совсем благодарное дело. Многие решения требуют вовлечения политических субъектов и должны приниматься на уровне страны. Без поддержки нашего экологического и зеленого лагеря невозможно будет осуществить перемены в будущем. Поэтому мы максимально заинтересованы в сотрудничестве, кооперации и продвижении зеленых ценностей.

К сожалению, политикам не всегда понятны экологические вопросы, признается Карина.

— Я часто слышу мнение, что сейчас не до экологии или не до гендерных вопросов и феминизма. Всегда находятся оправдания и обстоятельства, из-за которых эти темы откладываются. Задача общественных и экологических организаций — сделать все возможное, чтобы зеленая повестка оставалась в фокусе внимания, включая демократические силы.  

В последнее время внимание общественности привлекает экоакционизм в музеях. Например, экологические активисты забрызгивают знаменитые картины красками и призывают отказаться от добычи нефти и газа. Карина рассказывает, что она много размышляла об этом с друзьями, коллегами и коллежанками.

— Я считаю, что экоакционизм в музеях или в других публичных местах скорее помогает привлечь внимание к экологическим проблемам. Экоактивисты время от времени прибегают к таким ярким провокационным акциям, чтобы, например, тема изменения климата хотя бы таким образом появилась на первых полосах медиа.

Под громкими заголовками и возмущенными комментариями любителей искусства упускается тот факт, что картины не страдают, они защищены специальным стеклом, отмечает Карина.

— К сожалению, мы все сейчас живем в реальности фильма «Не смотрите наверх»: эксперты и экологи часто кричат о проблемах, но их не воспринимают всерьез. Считается, что это все как будто бы нас не касается. Ну и что, что прошлое лето было самым жарким за последние несколько тысяч лет? Многим кажется, что последствий мы не увидим. Однако последствия есть уже сейчас. Хороши ли все средства в такой борьбе? Это открытый вопрос. Возможно, такие акции проводятся, чтобы поднимать вопрос в обществе: где границы экоактивизма и активизма вообще? 

«Крупные перемены всегда начинаются с малых дел»

Карина уверена, что даже в самых сложных условиях всегда есть шанс изменить ситуацию. 

— Все мы несем ответственность за состояние окружающей среды своей страны. Отказ от экоактивизма означает игнорирование экопроблем, которые влияют на всех. Гораздо проще повлиять на решение проблемы на самой ранней стадии, чем когда уже построен токсичный завод или вырублен парк под застройку. 

Позитивные кейсы отстаивания своих экологических прав после 2020 года существуют, но «Экодом» не озвучивает их публично из соображений безопасности. 

— Мы часто получаем вопросы о том, как можно сделать свой двор и город более экодружественными. Что можно делать сейчас? Например, участвовать в создании и подписании петиций по поводу решения той или иной экопроблемы. Можно также участвовать в общественных обсуждениях по экологическим вопросам, таким как строительство предприятий или расширение деятельности заводов.

Фото: Алиса Гончар

Обычно такая информация вывешивается на сайтах исполкомов. Важно вникать в документы, объясняет Карина Соловей. По ее словам, сейчас все еще работают сервисы, через которые можно запрашивать информацию и направлять индивидуальные обращения: Обращение.бел, 115.бел. 

— Всегда можно передавать информацию об экопроблемах в независимые медиа, потому что любая публичность по-прежнему помогает оказать общественное давление на то, что происходит в стране.

По словам Карины, опыт последних лет показывает, что власти немного иначе смотрят на экологические проблемы.

— Экологическая повестка остается относительно безопасной для действий, если это не касается БелАЭС или объектов, где интересы нелегитимного президента особенно ярки. В целом, решение вопросов обустройства своего двора, своего города вполне реально. Почему это важно делать? Крупные перемены всегда начинаются с малых дел. Важно сохранять ощущение, что я могу что-то изменить. Сохранить веру в себя, чтобы не потеряться в тяжелых кризисных условиях.

Спецпроект «Выжившие» фиксирует состояние беларусских организаций гражданского общества (ОГО) в 2024 году.

Читайте также:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.