Petitions.by: «Когда диктатор идет против воли большинства, он должен осознавать, есть ли у него на это ресурсы»

Петиция – это заявление властям о своих идеях, предложениях или проблемах. Неважно, является ли власть демократической или авторитарной, в ее интересах понимать реальные потребности граждан. Петиции мобилизуют людей, которые разделяют общие интересы и ценности. Вместе легче действовать и добиваться своих целей. Reform.by в рамках спецпроекта «Выжившие» поговорил с основателем платформы Petitions.by Владимиром Ковалкиным о том, как беларусам эффективно решать проблемы.

«Удобный город» / Petitions.by – это веб-платформа для отправки гражданских петиций в правительство по политическим идеям, местным жалобам и другим официальным вопросам и проблемам. Проект предлагает альтернативный механизм для координации коллективных действий и осуществляет информационные кампании для усиления голоса граждан на местном уровне. Проводя тренинги и встречи, проект приглашает гражданских активистов научиться взаимодействовать с государственными органами, сотрудничать с медиа и использовать различные инструменты для продвижения петиции.

Владимир Ковалкин. Фото: Алиса Гончар.

«Смелые люди могут создать петицию, менее смелые – поддержать»

В 2011 году власти приняли закон, разрешающий принимать электронные обращения. В то время сбор подписей и решения проблем с помощью петиций был очень актуальной идей. Когда в 2015 году Владимир Ковалкин с единомышленниками запустили Petitions.by, похожие порталы уже функционировали в Словакии и Польше. Однако в Беларуси не существовало удобных цифровых решений. Petitions.by стал порталом, где люди могут писать о своих проблемах в форме обращений и публиковать их.

– Смелые люди могут создать петицию, менее смелые – поддержать. Граждане могут объединяться по территориальному интересу. Например, местный активист может не знать, сколько вокруг таких же инициативных людей, для которых важно, что происходит в его городе. С помощью Petitions.by люди объединяются по теме, которая беспокоит всех. Таким образом, появляется возможность заявить про проблему и объединить людей вокруг ее решения. Далее публичные петиции попадают в СМИ и вызывают общественную дискуссию. Это также важно, так как общество обучается демократии, а власть помнит о подотчетности. Запущенный общественный диалог позволяет смотреть на одни и те же проблемы под разным углом. Для одних запуск аккумуляторного завода в Бресте – это рабочие места, для других – вред экологии. Это развитие дискуссии вокруг проблемы.

Фото: Алиса Гончар.

Сам алгоритм подачи петиции крайне прост. Первым шагом необходимо определить суть проблемы. Объяснить, в чем она заключается, предоставить факты и другую вспомогательную информацию, подтверждающую ее актуальность, а также указать, что о данной проблеме говорится в нормативных правовых актах. Затем описать, что заявитель предлагает государственному органу сделать для решения этой проблемы. Вторым шагом начинается сбор подписей. При необходимости можно запросить у команды Petitions.by поддержку по продвижению петиции в СМИ. По истечении срока сбора подписей петиция будет автоматически отправлена адресату.
Третий шаг заключается в мониторинге реакции властей – решения проблемы и/или их ответа. По закону ответ должен прийти не позднее 15 дней с момента отправки обращения (в отдельных случаях – один месяц).

Формат коллективных обращений удобен и для власти, считает Ковалкин:

– Чиновникам легче работать с одним хорошо составленным текстом, под которым стоит множество подписей. Это избавляет их от необходимости обрабатывать многочисленные однотипные и плохо сформулированные обращения.

Petitions.by помогает активистам подготовить текст обращений, делая их удобными для работы и обоснованными. Штатный юрист проекта следит за тем, чтобы запрос был сформулирован юридически корректно, на понятном для чиновников языке и со ссылками на соответствующие правовые акты. Так возрастают шансы на то, что обращение рассмотрят на более высоком уровне.

Владимир Ковалкин. Фото: Алиса Гончар.

«Чиновники пользуются теми же дорогами и поликлиниками и сами заинтересованы в решении местных проблем»

С точки зрения закона количество подписей под петицией не имеет значения. Однако для системы разница между единичными обращениями и коллективными петициями, под которыми подписываются сотни и тысячи человек, очень велика, уверен Владимир Ковалкин. По его словам, режим Лукашенко уделяет большое внимание петициям, рассматривая их как инструмент для выявления проблемных вопросов на ранних этапах. Департамент финансовых расследований (ДФР) и Комитет государственного контроля (КГК) пристально следят за работой чиновников. При проверках организаций они первым делом изучают обращения граждан, чтобы найти компромат.

– Это особенно актуально перед визитами Лукашенко. Контролирующие органы заранее проводят проверки и передают ему информацию о найденных нарушениях. В свою очередь, Лукашенко использует эти сведения для публичной критики чиновников. Никто не хочет подвергаться такой критике, поэтому коллективные обращения становятся действенным инструментом воздействия на чиновников.

Фото: Алиса Гончар.

«Petitions.by направлен на решение повседневных проблем простых людей»

Как и многие организации гражданского общества (ОГО), Petitions.by попал под «зачистку». На основании решения Мининформа доступ к сайту Petitions.by на территории Беларуси был ограничен. В заключении Межведомственной комиссии указывалось, что портал «Удобный город» является площадкой «для сбора подписей под петициями протестного характера, направленных на дестабилизацию обстановки в Беларуси».

Несмотря на блокировку, платформа Petitions.by продолжает свою работу. Разработчики успешно находят способы обходить ограничения, перенаправляя трафик и меняя домен. Портал также адаптируется к новому законодательству.

При отправке петиций не указано, что подписи собирались с помощью Petitions.by. Сбор подписей на портале остается безопасным. Ранее коллективные обращения могли быть отправлены через электронную почту или через специальную форму на сайте государственного органа. Теперь же необходимо использовать новый государственный портал, через который граждане могут взаимодействовать с органами власти всех уровней – от местных служб ЖКХ до министерств.

Фото: Алиса Гончар.

Беларусы по-прежнему могут собирать подписи и подавать петиции. Изменился только юридический подход к оформлению обращений: теперь сформированные на Petitions.by петиции отправляются через государственный портал. Также граждане могут подавать свои обращения индивидуально. Требования к содержанию текста остаются прежними.

– Запущен раздел «Общественные обсуждения», где с помощью кроулера собирается информация с государственных сайтов. В перспективе мы планируем предоставить пользователям возможность самостоятельно публиковать контент, помогая тем самым решать актуальные проблемы. Есть гайд, где простым языком написано, как эффективно продвигать свои петиции.

Petitions.by видит свой путь в развитии сообщества и позиционирует себя как социальную сеть активистского толка. Также платформа предоставляет бесплатные онлайн-курсы по развитию лидерских навыков. Например в «Школе активиста» можно научиться эффективно решать локальные проблемы. Платформа также освещает вопросы в сфере ЖКХ, городского планирования, образования и здравоохранения.

Фото: Алиса Гончар.

Petitions.by сотрудничает с другими ОГО. Особую активность проявляют экологи, велоактивисты и медики, так как эти сферы тесно связаны с городской жизнью и повседневными проблемами людей. Совместно с экологами проводятся вебинары по актуальным вопросам защиты окружающей среды. Велоактивисты делятся своим опытом и знаниями по обустройству велоинфраструктуры, включая велодорожки и гаражи для велосипедов. Сотрудничество с медиками приобретает особую важность в условиях нехватки медицинского персонала.

– Мы открыты абсолютно для всех. Petitions.by направлен на решение повседневных проблем простых людей и готов оказывать помощь в продвижении и юридической поддержке.

Фото: Алиса Гончар.

«Люди предпочитают держаться подальше от любого взаимодействия с властью»

В 2024 году все еще появляются новые петиции. Однако создаваемые властями ограничения оказывают свое влияние. Владимир Ковалкин рассказывает, что количество создаваемых петиций сократилось вдвое, а количество подписей под ними уменьшилось в восемь раз. Массовая аудитория напугана ситуацией и предпочитает не участвовать в любых активностях.

– После блокировки наблюдается снижение активности пользователей. Все это безусловно вызвано репрессиями. Люди боятся подписывать петиции и раскрывать свою личность, поскольку для этого необходимо оставлять персональные данные. Для каждой петиции необходимо оставлять свои личные данные, иначе она не имеет юридической силы. Посещаемость сайта Petitions.by упала вдвое, а активность пользователей – в семь раз. Люди читают информацию, но избегают каких-либо действий.

Другим фактором, повлиявшим на снижение активности беларусов, стало разочарование в правовых институтах, считает Ковалкин. В августе-сентябре 2020 года велась кампания по сбору подписей за отзыв депутатов Палаты представителей. Власти ожидаемо не стали реагировать на политические требования, и петиция не привела к каким-либо результатам.

– Люди получили урок выученной беспомощности, осознав, что петиции не имеют реальной силы в условиях неработающей правовой системы. Доверие к государственным органом подорвано. Люди предпочитают держаться подальше от любого взаимодействия с властью, что негативно повлияло на институт обращений и петиций.

Фото: Алиса Гончар.

«Власти понимают, что необходимо налаживать диалог с народом, но не знают, как это сделать»

Изначально платформа Petitions.by создавалась для решения повседневных проблем обычных людей. Портал выступал в роли посредника, который транслировал потребности граждан.

– В условиях авторитарного режима информация постоянно искажается. Окружение Лукашенко не допускает до него альтернативных мнений. Создается информационный вакуум, чтобы диктатор оставался в хорошем настроении. Институт петиций, хоть и не был идеальным, давал Лукашенко возможность понимать, что происходит в стране.

По мнению Владимира Ковалкина, ограничение возможности подачи петиций негативно влияет на информированность власти о настроениях в обществе:

– Лишившись этого инструмента, власти сталкиваются с проблемами управляемости. На сегодняшний день любые проблемы в Беларуси решаются по принципу: хорошо связанный пациент в анастезии не нуждается. Однако силовые методы не могут быть долгосрочным решением. Власти понимают, что необходимо налаживать диалог с народом, но не знают, как это сделать. Ликвидация независимых медиа, организаций гражданского общества лишь усиливает информационный вакуум. Поэтому власти должны осознать необходимость в независимых источниках информации. Когда диктатор идет против воли большинства, он должен осознавать, есть ли у него на это ресурсы.

Фото: Алиса Гончар.

«Диктаторские режимы боятся того, что не могут контролировать»

Владимир Ковалкин подчеркивает, что участие в гражданском активизме способно решать сразу множество проблем:

– Это своего рода песочница для подготовки к более масштабным делам. Сначала активные люди сосредоточены на решении локальных проблем. Для них гражданский активизм становится путем к улучшению жизни в своем дворе, доме, районе. Для более амбициозных людей активизм может стать трамплином к политической карьере.

По его мнению, работа с обращениями граждан помогает получить необходимые навыки и понять, подходит ли человеку эта сфера. Таким образом, гражданский активизм выступает в качестве политической школы – дает возможность не только сделать свой вклад в решение проблем, но и попробовать себя в роли будущего лидера.

– По сути, отремонтировать дорогу, школу – это твоя маленькая политическая кампания. Ты можешь пообщаться с людьми и проверить свои активистские и лидерские качества. Далее вырастают национальные лидеры. Одним из ключевых аспектов гражданского активизма является поиск единомышленников. Это своего рода клуб, где люди могут обмениваться идеями, организовывать совместные действия и просто общаться, не чувствуя себя одинокими. Кроме того, достижение даже небольших результатов в рамках активизма придает людям веру в себя. Это позитивный сторонний психологический эффект. Диктаторские режимы боятся того, что не могут контролировать.

Фото: Алиса Гончар.

В политологических терминах, говорит Владимир, это означает борьбу с атомизацией в обществе, с разрывом социальных связей человека, с чувством одиночества и изоляции, а также страхом общения из-за репрессий. Он считает, что режим намеренно поощряет у людей абсентеизм, который представляет собой отсутствие участия человека в общественной жизни и играет на руку диктатуре. Еще один фактор – это выученная беспомощность – психологическое состояние, при котором человек, переживший ряд неудач, перестает предпринимать попытки к действию.

– Именно это пытается навязать людям режим. Петиционные кампании, в свою очередь, помогают с этим бороться. Граждане находят единомышленников – вы боритесь с атомизацией. Заявляете о проблемах – боритесь с абсентеизмом. Как правило, петиции это небольшие проблемы, вполне реально решаемые проблемы – вы боритесь с выученной беспомощностью.

Владимир Ковалкин. Фото: Алиса Гончар.

«Удобный город» – это демократические процессы

Даже в беларусских условиях важно сохранять веру в себя, продолжает Владимир Ковалкин. В феврале 2021 года генпрокурор Александр Швед инициировал признание бело-красно-белого флага экстремистской символикой. Тогда петиция в поддержку национального символа собрала около 110 тысяч подписей.

– Я могу поздравить всех подписавшихся. Петиция сыграла важную роль, чтобы этого не произошло. Режим Лукашенко увидел огромное количество людей, которые выступают в поддержку национальных символов. Для меня это был небольшой ад. У меня ложились сервера! Пришлось поднимать мощность в восемь раз.

После сбора подписей необходимо было провести их верификацию. Согласно беларусскому законодательству, власти имеют право выборочно проверить людей, оставивших свои подписи.

– Иногда случаются провокации: создаются фейковые аккаунты с использованием ненормативной лексики. Это может стать формальным поводом для отказа в рассмотрении петиции.

Техническая команда платформы Petitions.by долгое время работала над тем, чтобы автоматизировать процесс проверки подписей. Сейчас 90% подписей проверяются автоматически, 10% – вручную. Однако под той петицией было такое количество подписей, что процесс их верификации занял у Владимира несколько бессонных ночей.

Владимир Ковалкин. Фото: Алиса Гончар.

Petitions.by сыграл свою роль и в судьбе Осмоловки. Общественности удалось сохранить район:

– В тот период власти еще не были так агрессивно настроены к подобным активностям, и на совете архитекторов было решено оставить район в покое.

Другой интересной петицией стала инициатива по защите Припяти. Рыбаки собрали более 1800 тысяч подписей против разрешения коммерческой ловли. Благодаря их усилиям рыбакам удалось сохранить реку для себя.

Владимир Ковалкин. Фото: Алиса Гончар.

Отвечая на вопрос, что для него значит «Удобный город», Владимир говорит:

– Мне нравится концепция города-сада. Это невысокая застройка, широкое пространство между домами, с большим количеством парков. Хороший пример – страны Скандинавии. Там присутствует безбарьерная среда, удобная и простая архитектура, транспортная доступность. Сочетание природы и удобного жизненного пространства.

С точки зрения политики, продолжает Владимир, «Удобный город» – это демократические процессы, обсуждение, включенность всех в общее дело.

– Когда собственники жилья участвуют в процессе принятия решений, они чувствуют ответственность за свой двор, свой дом, свой город. Мой город – это моя собственность. Участие и демократический процесс. В «Удобном городе» мы решаем, как нам жить вместе.

Спецпроект «Выжившие» фиксирует состояние беларусских организаций гражданского общества (ОГО) в 2024 году.

Читайте также:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!