Не менее 1523 организаций сейчас находятся в состоянии принудительной ликвидации или заявили о самороспуске. Под репрессии попали правозащитные, образовательные, экологические, гендерные, благотворительные, культурные и другие инициативы. В спецпроекте «Ликвидация» Reform.by рассказывал историю «зачистки» беларусского третьего сектора.
Тем не менее беларусское гражданское общество продолжает развиваться. За пределами страны появляются новые инициативы, которые направлены на поддержку беларусов. Многим организациям третьего сектора удалось выжить и приспособиться к изменившимся условиям, проявив невиданные гибкость и устойчивость.
Спецпроект «Выжившие» об адаптации организаций гражданского общества (ОГО) к новой реальности Reform.by начинает разговором с руководительницей «*Честных людей» Леной Живоглод, чтобы узнать, как изменилась организация с 2020 года.
«*Честные люди» появились как независимая инициатива по контролю за выборами, которая не имела ни четкой структуры, ни руководителей. Это была группа неравнодушных беларусов, выступающих за прозрачные выборы и поддерживающих тех, кто пострадал из-за своих убеждений.
Перед президентскими выборами 2020 года сообщество «*Честных людей» организовало ряд активностей: вели подготовку независимых наблюдателей, поощряли участие беларусов в участковых избирательных комиссиях. Усилия группы, в том числе, привели к появлению феномена белых браслетов, которые стали символом масштабного движения в поддержку перемен. Объединившись с платформами «Голос» и «Зубр», «*Честные люди» доказали множественные нарушения и фальсификации в ходе президентских выборов.
Первая кампания «*Честных людей» стартовала в июне 2020 года. Тогда активисты простым языком объясняли гражданам, как работает избирательный кодекс и какие у них есть права. Рассказывали, почему необходима явка. Более десяти тысяч людей зарегистрировалось в качестве наблюдателей по всей стране.
– Обычно есть инициатива, организация, потом есть потенциал стать социальным движением. У «*Честных людей» получилось наоборот. Это было многотысячное движение, – говорит Лена Живоглод.
В это же время люди массово стали включаться во флешмоб с белыми лентами – носили их на руках и одежде и раздавали близким. «#ЧестнаяЛента – символ чистоты и надежды. А еще это важный инструмент в борьбе против фальсификаций на выборах. Поэтому крайне важно распространить этот символ среди всех беларусов», – таким образом «*Честные люди» призывали проявить свою позицию, чтобы показать, сколько на самом деле граждан поддерживало идею честных выборов.
– К нам присоединялись активисты, которые за свой счет раздавали белые ленты. Идея была на поверхности. Здесь все совпало – низкий порог входа и понятная механика. Это было фиксирование ценностей. В какой-то момент в Минске был дефицит белых лент! Я горжусь командой и идеей, хотя это заслуга не только «*Честных людей». Беларусы поверили в независимых кандидатов: Тихановского, Бабарико, Цепкало. Эффект ощущался как совокупность факторов.
Еще больше Лена гордится устойчивостью своей команды – с 2020 года им удалось сохранить более 80% состава. Сейчас в штате 15-20 человек, которые работают на полную занятость. Большая часть основной команды, как и сама Лена, пришла из маркетинга и коммуникаций, кто-то – из видеопродакшена.
– Мы расширялись, но не терялись. Это залог нашего успеха. Так вышло потому, что собрались люди, которые до этого работали вместе. Мы знали друг друга. Это порождает дополнительное доверие и сработанность.
Основной состав выехал из Беларуси 4 августа. Мы вылетели в Киев, потому что уже начались аресты членов организации и независимых наблюдателей. Мы понимали, что нам не дадут спокойно работать, если мы будем публиковать реальную информацию. Выехали на две недели, с рюкзаками, парой носков, кофтой и сарафанчиком. Был план, что либо мы победим и сможем вернуться, либо не победим и сможем вернуться.
Три дня интернета в Беларуси не было. Насилие на улицах. Все в состоянии адреналина и шока. Киев, август, после выборов пару недель. После сдачи отчета о фальсификациях был переломный момент. Потому что у нас не было плана, как действовать дальше. Мы приняли решение, что будем регистрировать организацию и продолжать работать.
В конце августа мы зафиксировали свои долгосрочные цели: развитие гражданского общества через проведение образовательных кампаний и стимулирование изучения своих прав. Мы поставили перед собой более широкую задачу, чем просто наблюдение за выборами. Фактически мы работаем с политизацией граждан и формированием критического мышления.
По мнению Лены, находиться в стране правильно и нужно – это эффективнее, чем взаимодействие с сообществом снаружи. Переломный момент в истории «*Честных людей» наступил раньше, чем для других инициатив. Уже к концу 2020 года организация зарегистрировалась в Вильнюсе. Поэтому «зачистка» ОГО, которая массово развернулась в 2021 году и сильно ударила по беларусскому обществу внутри страны, непосредственно не сказалась на команде «*Честных людей».
– Скажу не самое популярное мнение, да простят меня мои коллеги по цеху. Я удивилась, когда в 2021 ликвидация застала ОГО врасплох. После августа 2020 года стало очевидно, что репрессии растут, будут всех «зачищать». Мне казалось, что к этому нужно быть готовыми. Нужно переезжать, регистрировать организации. Это ужасно и ненормально, но было предсказуемо. «*Честные люди» пережили переформатирование раньше и в более сжатые сроки. Для нас скорее переломным стал август-сентябрь 2020 года, когда мы оказались выдворены из страны.
Написание заявок на гранты и поиск финансирования стали новым опытом для организации, который занял определенное время на его усвоение. Но уже в 2021 году Лена наконец выдохнула с облегчением, осознав, чего можно ожидать, а чего нет.
– «*Честные люди» – команда, которая с самого начала вложила много усилий в создание системы, ориентированной на людей. В 2020 году многие оперировали на энергии адреналина, но затем начали выгорать и уходить. Устойчивость нашей организации основана на нашей команде. Как обеспечить, чтобы люди не выгорали, следовали ценностям и своей личной миссии, находя возможность воплотить их в жизнь в рамках организации? Нужно уделять внимание тому, что нас объединило, а затем строить процессы. Важно, чтобы каждому члену команды было понятно и прозрачно, как мы функционируем.
Итак, это комбинация: идеи, ценности, процессы и люди. Мы научились организовывать процессы так, чтобы они были комфортными и интересными. Поэтому не жалейте времени на взаимодействие с людьми. Пока им интересно, команда сохраняет свою силу.
Такой подход позволяет команде одновременно развивать не менее шести проектов. Ключевые направления работы «*Честных людей» направлены на борьбу с дезинформацией и антипропагандой, взаимодействие с учащимися и сотрудничество с государственными служащими.
В проекте «Диалог с народом» ведется работа с госслужащими, несогласными с режимом – как с теми, кто по-прежнему в системе, так и с теми, кто уже ушел. Для них команда создала безопасный чат-бот, где они могут свободно общаться друг с другом, делиться своими историями репрессий и объединяться для совместных действий. С августа 2020 в него обратились более трех тысяч чиновников.
Многим из них были предложены различные программы обучения и повышения квалификации. Кроме того, «*Честные люди» разъясняют гражданам текущие проблемы в государственном управлении, разбираются, кто такие госслужащие и кому они должны отчитываться. Например, сайт minister.agency с досье на беларусских министров показывает, какие люди управляют Беларусью.
В рубрике «Палата № 666» «*Честные люди» анализируют самые важные нововведения в беларусском законодательстве и объясняют, как вообще Беларусь стала страной с неработающим правом.
«Министерство правды» – это ютуб-шоу, в котором беларусские комики развенчивают мифы госпропаганды. В проекте «Антипропаганда» объясняется, как именно и почему работает пропаганда. Регулярная рубрика «Ютуб против телевизора» – это просветительские и гражданские кампании, которые позволяют коммуницировать с беларусами внутри страны.
Кроме образовательной коммуникации «*Честные люди» занимаются поддержкой гражданского активизма там, где это все еще остается возможным:
– Очевидно, что пространство для действия становится более ограниченным. Мы подчеркиваем, что беларусы могут эффективно сотрудничать со своими знакомыми и близкими, поскольку личные отношения обеспечивают большее взаимопонимание и доверие. Там, где у нас есть возможность активного участия, мы предлагаем эту возможность.
Обучение и развитие активисток и активистов происходит на базе сообщества и виртуального «Хаба Перамен», где можно получить консультацию специалистов для своего проекта, найти команду, или присоединиться к уже работающей.
Профиль «*Честных людей» – это так называемые «электоральные кампании», во время которых команда ведет собственные кампании – образовательные и активистские. По мнению Лены Живоглод, лукашенковские выборы – это «безвыборы», имитация и обман. Она отмечает, что по этому вопросу есть консенсус в демсилах, и «*Честные люди» придерживаются единой стратегии, проводя кампанию активного бойкота.
– Если коротко – это про борьбу за умы и сердца беларусов. Если уйти в детали – это про возможность использовать единый день голосования, чтобы расширить круг сторонников демократических перемен.
В то время как целью Лукашенко является деполитизировать беларусов, потому что «политика сложная, в нее не нужно вовлекаться, а батька все решит», мы провоцируем задуматься и делать свои собственные выводы, получить свой собственный опыт политического участия.
Активный подход подразумевает работу со своим окружением. Сегодня вы можете понимать, что вместо выборов у нас фейк, нам дадут назначенцев. Одновременно есть люди, для которых это не так очевидно. У нас есть молодежь, количеством более 200 тысяч человек, которых еще не было на избирательных участках. У нас есть верующие в государственную пропаганду. Люди, отвалившиеся от повестки в 2020 году, которые потеряли интерес и мотивацию. Мы призываем взаимодействовать с окружением и использовать единый день голосования как возможность общения с близкими. Обсудить, что именно не так с этими выборами. Почему это не выборы, а скорее имитация. Изучить назначенных депутатов и обсудить общую ситуацию в стране. Таким образом, мы стремимся политизировать и вовлекать беларусов.
На сегодняшний день прийти на участок и поставить «против всех» – это единственный способ безопасного демонстрирования своего несогласия с происходящим. Это не уличный протест, но если мы не согласны с тем, что происходит, тогда встает вопрос «что делать?». Мы можем просто проигнорировать, и это на руку режиму: «неправильные» останутся дома, а «правильные» придут на участки, симулируя выборы. Поэтому лучше прийти на участки и увидеть своими глазами женщин с начесом. Посмотреть, что это за кандидаты, которых нам назначают. Это и будет активный бойкот.
С марта 2023 года Лена Живоглод совмещает руководство «*Честными людьми» с позицией вице-спикера Координационного совета. Внутри этой структуры, как и в демократических силах в целом, разгораются ожесточенные дебаты о том, как лучше всего реагировать на предстоящие президентские выборы и что можно сделать. По ее мнению, неверным шагом было бы пренебрегать текущей ситуацией и просто утверждать, что «все и так все знают, все понимают».
– Даже находясь в изгнании, мы по-прежнему стараемся предоставлять беларусам достоверную информацию, вовлекать их в независимые медиа, чтобы они могли делать собственные выводы и противостоять режиму. Если бойкот или игнорирование приводят к апатии, это не является стратегически обоснованным решением для демократических сил и, в частности, для организации «*Честные люди». На вопрос о том, как следует реагировать на президентские выборы, наш ответ – активными действиями.
Что касается перспектив беларусов в Беларуси в 2025 году, Лена признается, что «*Честные люди» сталкиваются с неопределенностью, поскольку Лукашенко продолжает ужесточать контроль, лишая активистов возможности призывать к акциям, которые могут привести к арестам: репрессивный режим работает на полную катушку, и за последние четыре года силы подавления только усилились.
Стратегия «*Честных людей» для беларусов заключается в том, чтобы не игнорировать происходящее, разбираться в тактике режима Лукашенко и не утрачивать активность. Подталкивать беларусов принимать собственные решения, а не слепо следовать политическим лозунгам, будь то демократических лидеров или Лукашенко.
– К сожалению, я не твердо стою на том, что в 2025 году все мы вернемся в Беларусь. Было бы прекрасно, если будет так. Внешний контекст и внутриполитический сойдутся, начнется транзитный период. Но есть ли на сегодня предпосылки утверждать, что 2025 год будет переломным? – не выглядит так. Поэтому нужно быть готовым к тому, что это может быть одной из кампаний, не финальной точкой, не решающим моментом.
Лена признается, что ее радует осознание беларусами: простые формулы с тремя элементами, где нужно сделать «это» и «то», и мы победим, – не работают.
– В 2020 году миллионы выходили на марши, веря, что при такой массовости Лукашенко не может остаться у власти. В 2024 году мы осознали, что нашей гражданской активностью мы не оказываем прямого и быстрого влияния на режим, но несем ответственность за свои поступки.
Даже псевдоэлекторальная кампания представляет собой период турбулентности, к которому режим готовится. Они вносят изменения в избирательный кодекс, снимают нижний порог явки, поскольку опасаются протестного голосования, проводят «чистки» общества. Транзитный период начнется, Лукашенко не бессмертен. Мы готовимся быстро, эффективно и позитивно. Только от нас зависит, станет ли 2025 год дополнительной возможностью для гражданского общества.
Спецпроект «Выжившие» фиксирует состояние беларусских организаций гражданского общества (ОГО) в 2024 году.