Куропаты — территория советского геноцида
Урочище Куропаты — лесной массив в Минске, где в 1930е — 1940е советский режим проводил массовые расстрелы беларусов и других граждан СССР. 16 гектаров территории, 510 братских могил. Точное количество убитых спецслужбами во время сталинских репрессий в Куропатах до сих пор неизвестно — в разное время назывались цифры от 30 тысяч до 250 тысяч.
С 1993 года Куропаты состоят в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь как место захоронения жертв политических репрессий. За лесопарком был закреплен статус историко-культурной ценности первой категории, но Министерство культуры (!) и минские власти неоднократно урезали охранную зону Куропат в угоду коммерческим интересам и, как правило, закрывают глаза на само существование мемориала, полностью построенного силами простых беларусов.
В феврале 2017 года на месте, которое ещё недавно находилось в границах охранной зоны Куропат, началось строительство бизнес-центра с магазинами. Это событие вызвало справедливое сопротивление местных жителей и беларусов, которые уважают себя достаточно, чтобы не допустить очередной стройки у народного мемориала.
Куропаты — самое массовое захоронение жертв коммунизма на территории бывшего СССР
Советские спецслужбы проводили массовые расстрелы по всему СССР, в том числе в 120 (!) местах на территории Беларуси. Куропаты — самое большое из восьми мест захоронений и тринадцати локаций массовых казней, расположенных на территории Минска.
В советское время факты о Куропатах тщательно скрывались, а после войны по приказу советского руководства тела убитых выкапывали, грузили в машины и сбрасывали в близлежащие болота, пытаясь скрыть доказательства геноцида против мирного населения.
В 1988 Зянон Позняк провёл первые археологические исследования в Куропатах и впервые публично заявил о советских массовых казнях на территории Беларуси в статье «Курапаты – дарога смерці». Так невинно убитые жертвы коммунизма обрели право говорить в свою защиту, а свидетели расстрелов смогли в открытую рассказать об увиденном.
Куропаты, Хатынь, Тростенец — это всё беларусы
Беларусам — и государственным служащим, и гражданам — пора отказаться от разделения убитых в 20 веке гражданских на «правильных» и «неправильных» беларусов и избирательного подхода к сохранению памяти о погибших согражданах. Убитые нацистским режимом ничем не лучше тех, кто погиб от рук коммунистов под предлогом борьбы с «врагами народа» — так же, как ветераны Второй мировой ничем не лучше ветеранов-«афганцев». Подход к равным должен быть равным.
Президент Беларуси посещал Хатынь, а в 2015 году лично участвовал в открытии мемориала погибшим в Тростенце. Это очень правильные инициативы, но, может быть, необходимо помнить и о тех, кто погиб от рук советского режима? Ведь до начала войны НКВДисты и в Тростенце таких же гражданских беларусов уничтожали, а в конце войны войска НКВД сжигали целые деревни вместе с их жителями. Так в чем отличие действий НКВД от массового террора СС и полицейских батальонов?
Погибшие в Куропатах и их семьи заслуживают государственной защиты наравне с пострадавшими от нацизма в годы Второй мировой войны. Для этого необходимо обеспечить строительство государственного мемориала в Куропатах и обеспечить реальную защиту захоронений и памятников от вандализма, раскрыть архивы КГБ в отношении жертв и исполнителей репрессий в БССР, признать на законодательном уровне статус коммунизма как тоталитарной идеологии наравне с нацизмом и утвердить 29 октября государственным днём памяти жертв политических репрессий.
Куропаты — главный аргумент для декоммунизации
В Беларуси за годы репрессий советского режима пострадали около полутора миллионов граждан. До 600 тысяч были убиты или погибли в советских лагерях. Каждый арестованный, ‘раскулаченный’, высланный в Сибирь или убитый НКВД — более, чем весомая причина для того, чтобы официально осудить коммунизм в Беларуси и на государственном уровне отказаться от восхваления большевизма.
Задача каждого беларуса — сделать так, чтобы о преступлениях советской власти в нашей стране знали не меньше, чем о преступлениях нацизма. Отстоять Куропаты — значит сделать ещё один шаг к Беларуси без нафталиновых большевистских праздников, памятников коммунистическим преступникам и топонимов в честь Ленина, Дзержинского и других авторов и реализаторов антибеларуского геноцида, которые ненавидели наш народ.
По иронии судьбы, в те дни, когда общественность защищает мемориал в Куропатах, в центре Минска началась вторая выставка о погибших в урочище. Но ещё ироничнее оказалось то, что министр внутренних дел Игорь Шуневич дал большое интервью, в котором рассказал, как он гордится, что 9 мая надевает винтажный костюм сотрудника НКВД. Может быть, министр просто не в курсе расстрелов, которые НКВД проводил в Беларуси? Или всё-таки в курсе?
Куропаты — начало возрождения беларуского государства
В 1988 году, вскоре после публикации Зянона Позняка в Куропатах, прошёлпервый из митингов против советской власти, осуждавших преступления СССР на территории Беларуси. Через 3 года беларусы восстановили государственность, утерянную в 1918 году с советской оккупацией БНР. Так, осенью 1988 года в Куропаты пришло население, а вышел народ. Так рождалась Республика Беларусь — страна, в которой одни живут, и которой другие служат.
Куропаты — водораздел между лицемерием и правдой
Государственные СМИ практически полностью игнорировали тему сталинских репрессий на протяжении 15 лет. На этой неделе главный редактор «СБ. Беларусь сегодня» Павел Якубович заявил, что Куропаты должны стать «местом народной скорби и благородной памяти». А уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко и вовсе сказал, что «это место, которое заслуживает увековечивания».
Забавно, что вспомнили про Куропаты ответственные товарищи только сейчас. Давайте мы не будем ждать пока пройдёт хайп — и когда эти ответственные товарищи забудут о своих словах. Если мы отстоим Куропаты сейчас, то в нашей стране каждый будет знать, что это место важно не меньше, чем Мирский замок или Беловежская Пуща. И тогда Павлу Изотовичу и другим государственным мужам больше не придётся мечтать о том, чем станут Куропаты. Потому что Куропаты уже 30 лет — место скорби и памяти.
Куропаты — место примирения беларусов
Добиваясь защиты охранной зоны и должного внимания к Куропатам со стороны государства, мы поддерживаем национальный мемориал вне зависимости от политических или религиозных взглядов, этнической принадлежности или гражданства. Куропаты — наша общая боль и общая память.
Когда-то эта страна была немного другой. Ещё недавно в ней были четыре государственных языка на трёх шрифтах, а в лесу расстреливали людей по решению «тройки». С того времени беларусы пережили опыт, который навсегда изменил нас — ужасы советского геноцида, немецкого нацизма и Холокоста много лет учили нас понять очень важный аргумент — общество, в котором на все вопросы будет только один правильный ответ, обречено на катастрофу.
В Куропатах были убиты не только этнические беларусы, но и представители других национальностей. Погибшие в Куропатах — наш урок миру о том, что бывает, когда одна политическая сила решила, что только она знает правильный ответ. Но это не значит, что нам самим не нужно изучать этот урок. Сегодня и «госы», и «змагары» должны понять, что чем активнее они кидают друг в друга камни и пустые слова, тем ближе наша страна скатывается к истокам насилия.
Куропаты — это международная репутация беларусов
Беларусы не только выстояли в борьбе с НКВД — нам удалось сбросить с себя советский режим и под шумок развалить СССР. Помните, была когда-то такая страна с кучей танков, синими курами на пустых прилавках и тремя видами платьев в белый горох? Мы народ с кулаками и многих можем этому научить. Куропаты — свидетельство того, что растоптать беларуса не под силу никому. Мы выжили в борьбе с двумя самыми сильными тоталитарными системами ХХ века — немецкого и русского образца. А это уже серьезная заявка на международный респект.
В 1994 году президент США Билл Клинтон приезжал в Куропаты снять шляпу перед беларусами. Шляпу американский президент взять с собой забыл, но был настолько тронут беларуской трагедией, что оставил на память «Лавку Клинтона».
С того времени американские президенты больше не приезжали в Куропаты — но посмотрите, чем всё закончилось в США. «Мейк Эмерика грейт эген». Так что, ребята, отстоим Куропаты — и пускай к нам на стажировки приезжает еще больше президентов со всего мира. Пускай учатся у беларусов как выжить даже в самой безнадежной ситуации. Пускай учатся человечности. Пускай учатся тому, что свобода это лучше чем несвобода. Куропаты — это не только памятник погибшим, это и памятник живым. В том числе всем тем, кто ежегодно приходил в Куропаты на «Дзяды» и талаку — и своими силами построил главный народный мемориал Беларуси .
Куропаты уже защищали от вандалов — и это было сильно!
В начале 2000х беларусы вышли на защиту Куропат во время расширения МКАД. Противостояние длилось два года, и особую роль в нём сыграли активисты движений «ЗУБР» и «Малады Фронт». Пока простые беларусы устанавливалисотни деревянных крестов и памятных знаков, молодёжные активисты на протяжении 250 дней круглосуточно защищали Куропаты.
Кроме того, инициатива «Экспэрты ў абарону Курапатаў» не только смогла остановить открытие «Бульбашъ-холла», но и единовременно ведёт четыре судебных процесса с целью полного запрета строительства вокруг Куропат — в том числе против Генпрокуратуры, Минкульта и Мингорисполкома.
Куропаты — мемориал мирового значения
Застраивать Куропаты нельзя по той же причине, по которой в Польше не строят офисы и развлекательные центры вокруг концлагеря Аушвиц-Биркенау:
По той же, причине, по которой боснийские мусульмане не строят офисы и развлекательные центры вокруг места погребения 8,000 жертв сербского геноцида в Сребренице:
По той же причине, по которой даже в Африке не строят магазины на месте мемориала жертвам геноцида Кигали в Руанде. Даже в Африке, Карл…
А минские власти, Министерство культуры и застройщики Игорь Онищенко и Сергей Нестеров, кажется, не против стройки там, где ещё недавно была охранная зона мемориала в Куропатах. Не, ну а че? Там же просто кости просто дохлых беларусов, что с них взять.
Для них эти аргументы несущественны.
А для вас, живые беларусы?