Довольно широко распространен миф о том, что от процедуры ЭКО чаще всего получаются двойняшки. О том, так ли это на самом деле и могут ли родители выбирать пол ребенка, спросили у врача польской клиники лечения бесплодия Bocian Валентина Паращука.
Валентин Паращук — врач гинеколог-репродуктолог в четвертом поколении, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии №2 Харьковского национального медицинского университета. До начала войны работал главврачом клиники им. академика Грищенко (крупнейшей сети в Украине), названной в честь его дедушки – автора первого ЭКО в стране.
– Нет, и мы всегда стремимся к тому, чтобы двойняшки не случились, – сразу говорит Валентин. – Этот миф идет еще с тех времен, когда современных методик заморозки и разморозки не было. При старых технологиях эмбрионы значительно хуже переживали процесс и не всегда отогревались. По этой причине репродуктологи старались перенести больше эмбрионов сразу (то есть два вместо одного), чтобы подстраховаться. И нередки были случаи, когда оба эмбриона и приживались.
Примерно с середины 2000-х годов появились новые методики заморозки и разморозки, и постепенно необходимость в переносе двух эмбрионов отпала. Если говорить о цифрах, то раньше при медленной заморозке отогревалось только 60-70% эмбрионов, а сейчас их число достигает 99%.
Так что врачи могут себе позволить переносить по одному ребенку за беременность, ничем не жертвуя. Более того, перенос только одного эмбриона повышает эффективность ЭКО: во-первых, мы уменьшаем риски срыва беременности на больших сроках, а во-вторых, при одинаковом количестве эмбрионов у нас есть больше попыток.
Количество переносимых эмбрионов врачи выбирают совместно с парой. Но Валентин говорит, что перенос двух эмбрионов в современных цивилизованных странах – это случаи недоконсультированных пациенток, которым не объяснили, чем чревата беременность двойней.
– Человек как вид привык размножаться по одному. А если беременность многоплодная, то по мере развития дети начинают друг другу мешать. При двойнях в 4 раза чаще встречается детский церебральный паралич (ДЦП), в 5-6 раз чаще случаются преждевременные роды, при которых дети не только недоношенные, но и нуждающиеся в той или иной неврологической реабилитации. Родовой травматизм при двойнях тоже значительно выше.
Вот и получается, что, с одной стороны, у всех нас при виде красивенькой двойной колясочки возникает масса сентиментальных чувств и ощущений – ведь это правда очень мило и трогательно, а с другой стороны – никто не показывает обратную сторону этой медали.
Плюс мало кто знает о проценте отказных детей. Ведь если рождается недоношенная двойня с глубокими неврологическими патологиями, не все родители готовы нести этот крест – и могут отказаться.
— Как бы то ни было, – добавляет Валентин, — такая статистика сильно трезвит. Поэтому проще предотвратить появление двойни, чем потом справляться с последствиями.
– Да, такие случаи тоже встречаются, но спрогнозировать их невозможно. Двойня получается вследствие того, что перенесенный эмбрион в полости матки может поделиться. Именно так появляются однояйцевые близнецы – одинаковые внешне братья или сестры, которые потом экзамены друг за друга сдают.
В целом я бы сказал, что возможность получить двойню – это единственное осложнение ЭКО, за которое процедуру могут недолюбливать.
– Во время процедуры ЭКО специалисты получают эмбрион, пол которого известен сразу. Но в разных странах свое законодательство. В Польше, например, информация о поле ребенка родителям не выдается. Исключениями могут быть только случаи, когда у пары есть некоторые заболевания, сцепленные с полом. В остальных ситуациях социальные переносы запрещены.
При этом во многих других странах родители сразу узнают пол и, грубо говоря, могут выбирать. Например, на Востоке, где социум больше завязан на мужчинах и в семье обязательно должен быть наследник, даже абсолютно здоровые люди, способные зачать самостоятельно, сознательно идут на ЭКО, чтобы гарантированно получить мальчика.
Или у меня самого был случай в Украине (там тоже можно выбирать), когда пришла пара, у которой уже было три девочки – а они хотели мальчика.
– Нет. Было даже проведено исследование, которое показало, что дети, полученные благодаря ЭКО, лучше успевают в школе. Правда, авторы исследования пришли к выводу, что на самом деле на успеваемость влияет не сама процедура, а тот факт, что эти дети получились после двух, а то и пяти лет желания родителей завести ребенка. Поэтому когда он наконец появляется, в него вкладывают больше сил, и дети получаются более долюбленными.
Было и еще одно исследование, которое показало, что у детей, полученных в результате ЭКО, риски различных заболеваний выше. Но когда стали сравнивать их с детьми пар, которые зачали самостоятельно, но после многих лет попыток, то выяснилось, что риски такие же. Поэтому можно говорить о том, что на наличие болезней влияет не сама процедура ЭКО, а то, что привело людей в клинику. То есть те маленькие и не всегда диагностически выявляемые отклонения в здоровье, мешающие забеременеть.
Исходя из всего этого можно смело говорить о том, что нет данных об отличии здоровья детей после ЭКО от детей, зачатых естественным образом.
Партнерский материал