Россия, ударив новой гиперзвуковой баллистической ракетой средней дальности «Орешник» по украинскому Днепру, вывела идущую в Украине войну на новый виток. Как заявил Владимир Путин, «региональный» конфликт в Украине» уже «приобрел элементы глобального характера». И вряд ли такой поворот событий радует Александра Лукашенко.
Американские военные полагают, что использованная для удара по Украине новая экспериментальная ракета «Орешник» сконструирована на базе российской межконтинентальной баллистической ракеты большой дальности РС-26 «Рубеж». В Пентагоне отметили, что атака по Днепру и расположенному в этом городе предприятию «Южмаш» была проведена с использованием обычной боеголовки. Но при желании Москва может переоборудовать ракету и для установки ядерных зарядов.
В Кремле заявили, что удар по Днепру — ответ Москвы на данное Вашингтоном разрешение Украине наносить удары ракетами западного производства ATACMS и Storm Shadow по российской территории. Использование Россией для атаки гиперзвуковой баллистической ракеты, при необходимой доработке способной нести ядерные заряды, можно рассматривать лишь в одном ключе: как заявление о том, что Кремль готов идти на повышение ставок. Вчера Путин отметил, что Россия читает себя вправе применять свое оружие «против военных объектов тех стран», которые позволяют применять свое оружие для ударов по целям в РФ.
Вряд ли новый виток эскалации обрадовал Александра Лукашенко, который в последнее время предпринимает заметные попытки отстроиться от своего союзника – России. Особенно заметными потуги политика стали после объявления в Беларуси кампании по его переназначению на новый срок. Хронологически это совпало с визитом Лукашенко в Казань. Как раз там и бросился в глаза его заметный отход от кремлевской риторики и от продвижения российских нарративов, которыми политик грешил ранее.
А тут вдруг выяснилось, что беларусский режим не предоставлял России территорию для захода в Украину. Путин сам просто взял и свернул не туда. И в российско-украинский конфликт Лукашенко, по его собственным словам, «по минимуму вовлечен <>. А можно сказать, вообще не вовлечен». И Крым «де-факто российский, де-юре — нет». А с Западом политик вообще-то «всегда хотел иметь нормальные отношения».
Дальше – больше. Киев Россия не захватила благодаря Лукашенко. Ну а Запад уже осознал необходимость договариваться по Украине, так что самое время всем сторонам усаживаться за стол.
Политик явно готовился к переговорам по российско-украинской проблематике. И победа на выборах в США Дональда Трампа, возвращение которого в Белый дом Лукашенко горячо приветствовал, не ему одному давало основания предполагать, что переговоры начнутся уже вскоре после инаугурации вновь избранного американского президента. Чтобы быть к этому моменту во всеоружии, даже кампанию по собственному переназначению беларусский правитель перенес с февраля на январь будущего года.
При этом переговоры, по его мнению, должны были бы проходить в Беларуси. «Мы должны сесть и договориться. Почему в Беларуси? Потому что это у нашего забора, у нашей границы. И наши интересы должны быть соблюдены» — так Лукашенко сформулировал свою позицию, выступая сегодня перед студентами и преподавателями МГЛУ.
А тут Путин со своим обострением, «Орешником» и повышением ставок грозит разрушить все планы официального Минска.
— Я войны не хочу на своей земле. Но, к сожалению, эскалация продолжается. Как мне себя в этой ситуации вести? Влезать в это ни в коем случае нельзя. А если начнется столкновение России с НАТО, нам тоже будет непросто, — заявил студентам Лукашенко.
Исходя из сказанного, Лукашенко, похоже, всерьез беспокоят перспективы обретения российско-украинской войны «элементов глобального характера». Потому что «непросто» — это еще мягко сказано. Особенно после того, как официальный Минск сам прилепил себе на спину мишень, разместив на территории Беларуси российское тактическое ядерное оружие. Наша страна всерьез рискует оказаться между молотом и наковальней. Не придавать значения неуклонно растущим рискам уже попросту невозможно.
Так что можно допустить, что процесс дистанцирования Лукашенко от России продолжится. И в течение ближайших месяцев мы станем очевидцами новых попыток политика отмежеваться от неугомонного союзника. Этому есть две причины.
Во-первых, Лукашенко невыгодно сегодня выглядеть «мини-Путиным», поскольку в этом случае необходимость его присутствия за столом переговоров для их потенциальных участников будет совершенно не очевидной.
Во-вторых, риски от эскалации конфликта стали превышать допустимые. Одно дело, расчет на оккупацию Украины за три дня, капитуляцию Киева, после которой беларусский режим, как ближайший союзник, получит бонусы за соучастие. Совсем другое, когда созданная Россией воронка войны начинает все глубже затягивать в себя и пострадавшую сторону, и ее союзников, и самого агрессора, и соагрессора вместе со всеми. Тонуть в путинском военном болоте Лукашенко явно не хочется. Но с каждым новым витком эскалации конфликта шансов выбраться из него невредимым становится все меньше.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news