После назначения нового состава правительства Александр Лукашенко рассказал о том, что привело к отставке Андрея Кобякова и его команды. Президент подчернул, что решение не было спонтанным.
— Так вот я хочу сказать: дело не только в Орше. Это последняя капля, которая переполнила чашу терпения. Главное — в глубине, — сказал президент, передает пресс-служба.
Александр Лукашенко отметил, что в Беларуси взят определенный курс. Он заявлен в предвыборной программе. Однако в правительстве были готовы отклоняться от него и проводить иную политику.
— То, что мы людям обещали, а Правительство было создано именно под этот курс, тот курс должен и проводиться. И главное в нашей политике — народ. Это никакой не популизм. Я всегда это говорил и говорю. В противном случае нам в этой стране делать нечего. Люди — это главное, — заявил президент.
Он остановился на том, что независимость страны это прежде всего развивающаяся экономика. Обрушив ее можно потерять независимость. Между тем некоторые в правительстве, по словам президента начали понимать это по-другому, настаивая на приватизации госсобственности, ее скорейшей распродаже. Президент не против приватизации, но не желает проводить ее по лекалам 90-х.
— Было четко мною определено. По каждому предприятию, малому или большому, по трудовым коллективам — там люди живут и работают — мы должны определяться, прежде чем продавать акции этого предприятия, — сказал президент.
Александр Лукашенко отметил, что не нужна приватизация, при которой «оставляем с крупной компании кукиш», увольняя половину работников.
Президент настаивает на постепенном совершенствовании того, что есть, модернизации. В качестве примера он привел сельское хозяйство, продукция которого, в первую очеред молочка стала настоящим «золотом». Также президент удовлетворен темпами развития деревообрабатывающей промышленности.
— Вот такая постепенная спокойная модернизация должна быть. И если уже придется что-то продавать из сельского хозяйства или деревообработки, цена этим предприятиям будет значительно выше, — заявил Александр Лукашенко.
Президент тажке отметил, что старое правительство не желало поднимать среднюю зарплату до 1000 рублей по стране.
— Но сколько крови попортили для того, чтобы (лично мне пришлось это делать) убедить Правительство, что люди хотя бы несчастных тысячу рублей среднюю заплату в стране должны иметь. Что надо подтянуть в этом году самые низкооплачиваемые слои (нянечки в детских садах, медсестры и нянечки в больницах, которые носятся с детьми и с нами, когда мы приболеем, люди культуры, социального обслуживания). Их надо сегодня подтягивать выше. Одни формулировки: «мы не можем», «мы не должны», «рухнет курс», «рухнет страна», «рухнет все», — продолжил президент.
Также президент рассказал, что правительство настаивало на быстром повышении оплаты ЖКУ до 100% в период переговоров с МВФ во второй половине 2016 года.
— Что бы мы получили? Минимум — недовольство народа и неплатежи. Люди не смогли бы оплатить тот уровень коммунальных услуг, который был бы предъявлен. Поэтому четко был дан мною ответ на этот вопрос в ходе еще предвыборной кампании: по мере роста заработной платы мы будем потихоньку увеличивать плату за коммунальные услуги со стороны населения, — рассказал президент.
Александр Лукашенко заявил, что часто получал отказы от правительства по поводу некоторых инициатив. Его терпение лопнуло, когда перестали исполнять поручения, данные президентом публично.
— Притом я вел себя абсолютно честно в отношении этих должностных лиц. Два года назад поставив задачу, я два года талдычил им и рассказал уже, что надо делать. Выходит так: задачу Президент поставил, потом рассказал, как выполнять эту задачу… Видит, что не выполняется, — пошел выполнять сам. В таком случае зачем такое Правительство? — завершил президент.
Новое правительство получилось достаточно молодым. Большинство новых назначенных чиновников моложе 50 лет. Во главе правительства стал Сергей Румас, считающийся рыночником. Первым вице-премьером назначен Александр Турчин, который не понаслышке знает о проблемах бизнеса, будучи главой Совета по развитию предпринимательства.
Пока остается под вопросом, означает ли новый состав правительства, изменения в экономической политике. Будет ли хотя бы частично осуществлен возврат к прежней эмиссионной практике накачивания экономики и зарплат деньгами, либо наоборот ускорятся рыночные реформы. Вероятно, что новое правительство назначалось не ради больших целей, а чтобы безукоризненно выполнять поручения президента.