Перегрев беларусской экономики усилился. Что ждет во втором полугодии?

Перегрев беларусской экономики во втором квартале значительно увеличился. Во второй половине года можно ожидать стагнации темпов выпуска, однако все равно по итогам года ВВП страны вырастет на 4%. Об этом говорится в экспресс-анализе работы беларусской экономики в январе-июне, который сегодня представил научный сотрудник центра BEROC Анатолий Харитончик.

Напомним, по итогам шести месяцев ВВП страны вырос на 5%. Темпы его прироста снизились в сравнении с январем-маем, когда они составляли 5,2%. В июне динамика выпуска ослабла, но это не помешало второму кварталу стать чуть ли не рекордным, а перегрев экономики заметно вырос. По оценке экономиста, в июне ВВП вырос на 3,8% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Для сравнения, в мае месячный прирост составлял 5,8%.

«Благодаря сильному росту в весенние месяцы квартальная динамика выпуска оказалась высокой и сильно превзошла сбалансированные темпы для Беларуси. В результате перегрев экономики увеличился, по предварительным расчетам, более чем до 3,5% потенциального ВВП», — сказал Анатолий Харитончик.

Бурный рост в апреле-июне поддерживался высокими потребительскими расходами, возросшей инвестиционной активностью, а также сохраняющимся повышенным спросом со стороны России, в том числе ВПК. В целом годовой прирост ВВП составил во втором квартале 5,5% против 4,3% в первом квартале, а увеличение ВВП во втором квартале в сравнении с первым кварталом этого года — 2,3-2,4%.

Такое ускорение темпов роста было обусловлено смещением посевной и уборочной, что привело к высоким темпам выпуска в сельском хозяйстве. Убирать зерновые в этом году начали уже в июне. В итоге прирост выпуска сельхозпродукции за полугодие составил более 10%. Еще одна отрасль, которая поддержала рост в июне — строительство.

Анатолий Харитончик полагает, что в июле сельское хозяйство также продемонстрирует высокие показатели, что может отразиться на ускорении темпов роста ВВП за семь месяцев. Однако в дальнейшем динамика в отрасли будет выравниваться.

Рост в строительной отрасли в том числе может быть связан с подстройкой производителей под усилившийся спрос, которая требует инвестиций, в том числе расходов на строительно-монтажные работы.

Потребительский спрос также во втором квартале оставался высоким, хотя тоже начал замедляться в июне.

«По предварительным расчетам, расходы домохозяйств на товары и услуги в совокупности могли прибавить почти 2% к уровню первого квартала 2024 года с устранением влияния сезонности и более чем на 18% превысят средний уровень 2021 года», — отметил экономист.

Потребительский спрос продолжал поддерживаться кредитами, которые остаются доступными. Оставался сильным и внешний спрос. Промышленность на этом фоне продолжила увеличивать объемы выпуска. При этом уровень складских запасов по отношению к объему выпуска снижался, что подтверждает высокий внутренний и внешний спрос.

Также во втором квартале позитивную динамику показали транспортная отрасль и IT. Отмечался небольшой рост добавленной стоимости.

Инфляция в Беларуси продолжает сдерживаться за счет регулирования цен. На это также указывает увеличивающаяся разница в динамике потребительских цен в целом и тарифов на нерегулируемые услуги.

«Такая низкая инфляция здесь обусловлена практикой тотального ценового контроля, которая не позволяет инфляционным факторам свободно трансформироваться в рост цен на товары в сфере нерегулируемых услуг, если мы уберем крайне волатильные международные железнодорожные и авиаперевозки, ценовое давление возросших издержек остается заметным.

То есть здесь сезонно скорректированный прирост цен оценивается более 9% в июне по отношению к маю и около 8% в среднем во втором квартале. То есть это как раз-таки подчеркивает наличие высокого инфляционного давления в экономике, в среде дефицита работников, сильного роста зарплат и перегрева этого потребительского спроса. В результате у нас цены на нерегулируемые услуги все больше отдаляются от цен на непродовольственные товары, что, в общем-то, сигнализирует о расширении инфляционного навеса», — сказал сотрудник BEROC.

По его мнению, Нацбанк уже отреагировал на возросшие инфляционные риски, подняв ставку по кредиту овернайт, а также анонсировано увеличение норматива резервирования по средствам банков в иностранной валюте. Одной из возможных причин такого решения Анатолий Харитончик считает данные о высокой инфляции РФ и ожидаемое повышение ключевой ставки в соседней стране. В итоге Нацбанк рассчитывает изъять около 400-500 млн рублей избыточной ликвидности. В последние месяцы она достигала 1-2 млрд рублей. Экономист полагает, что в ближайшее время Нацбанк также примет решение о повышении расчетных величин стандартного риска по кредитам.

В качестве базового варианта для второго полугодия Анатолий Харитончик видит постепенную подстройку спроса и предложения. Спрос будет немного ослабевать, а предложение постепенно расти.

«Предложение будет подстраиваться под спрос за счет, вероятно, некоторого роста инвестиций. Но в среде высокой неопределенности, постоянных проявлений ценового контроля темпы роста инвестиций, я ожидаю, сдержанные, гораздо ниже тех, которые были во втором квартале.

Динамика спроса также, вероятно, ослабнет. То есть уже у нас появляются признаки охлаждения внешнего спроса. В России жесткая монетарная политика, ослабление фискального импульса будут все больше давить в среднесрочной перспективе. Динамика потребительского спроса в Беларуси также может стать более умеренной. Все-таки условия кредитования перестают быть экстремально мягкими. Пространство для сверхбыстрого роста зарплат также не бесконечно.

В результате, если такой сценарий будет реализовываться, то это будет означать стагнационную динамику ВВП во втором полугодии. То есть объем выпуска останется вблизи уровня второго квартала, хотя в июле-сентябре он будет очень сильным у сельского хозяйства. И в результате в целом по году мы получим прирост ВВП вблизи 4%. Факторов неопределенности, конечно, много, поэтому нельзя исключать как варианта интенсификации инвестиций и роста ВВП в текущем году, так и более резкого падения спроса и роста около 3% в целом по году», — подытожил Харитончик.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.