Они превращают украинских детей в янычар — правозащитник

Главное
Владимир Путин и Алексей Талай в Москве 30 мая 2024 года. Скриншот сайта kremlin.ru

Freedom House Ukraine вместе с центром прав человека ZMINA, организацией «Регіональний центр прав людини», а также другими партнерами передали в Международный уголовный суд новые документы, касающиеся непосредственного участия беларусских властей «в перемещении, политической индоктринации и милитаризации более чем 2200 детей с оккупированных украинских территорий». Подробностями доклада руководитель Freedom House Ukraine Юрий Юркевич поделился с Reform.news.

«Последние 12 месяцев команда Freedom House совместно с партнёрами — Правозащитным центром «Вясна», Зміна, BelPol — занималась расследованием действий режима Лукашенко, связанных с перемещением, политической индоктринацией и милитаризацией украинских детей. В ходе расследования было установлено непосредственное участие в этих злодеяниях самого Александра Лукашенко, а также высокопоставленных чиновников Союзного Государства — Мишустина, Мезенцева, а также Алексея Талая.

Мы в основном опирались на работу с открытыми источниками и социальными сетями, но также получили большое количество конфиденциальной информации от BelPol. Всего мы смогли установить данные о 2219 детях, включая логистическую информацию о том, как они перемещались с временно оккупированных территорий Украины. Вся полученная информация верифицирована методами OSINT. Была также проделана огромная работа для установления того, что происходит с этими детьми в Беларуси», – говорит Юркевич.

По словам Юркевича, авторы доклада сосредоточились не на самом факте депортации украинских детей в Беларусь, а на том, что происходило с ними в Беларуси.

«Мы используем не термин «депортация», а термин «перемещение», так как достаточно сложно доказать и верифицировать, было ли получено согласие родителей или опекунов в каждом конкретном случае. Это сложно в любых обстоятельствах, так как информированное и добровольное согласие изначально проблематично в условиях оккупации.

Однако нам удалось зафиксировать отдельные группы детей из детских домов, приютов семейного типа, а также случаи, когда биологические родители были лишены родительских прав. В этих случаях согласие должны были дать уполномоченные органы Украины, но соответствующей коммуникации со стороны Республики Беларусь относительно этих категорий наиболее уязвимых групп нами зафиксировано не было. В силу того, что вопрос согласия на перемещение сложный, мы оставляем его на рассмотрение будущего суда. На чём мы действительно сфокусировались — это фиксация того, что происходит с детьми на территории Беларуси», – сказал он.

По данным правозащитников, на территории Беларуси детей лишают идентичности и промывают им мозги.

«Когда дети находятся в Беларуси, их даже не называют украинскими детьми — их называют российскими детьми с «новых российских территорий». Они попадают в беларусскую систему образования, где их обучают полностью на русском языке, при этом учебная программа пронизана нарративами российской пропаганды, которые используются для оправдания полномасштабной агрессии против Украины. Очевидно, что это и есть основная цель вывоза детей. Несмотря на заявления Лукашенко о том, что дети якобы приезжают на отдых, бросается в глаза, что именно летом, во время школьных каникул, привозят меньше всего украинских детей.

Основное количество групп привозят, когда в школах идут занятия. Помимо обычной образовательной программы, их возят на пропагандистские мероприятия, устраивают экскурсии в Хатынь и Брестскую крепость, где им внушают пропагандистские нарративы о коллаборации украинцев, латышей и литовцев с фашистами и их участии в геноциде беларусского народа. Их также возят на концерты пролукашенковских «звёзд» вроде сестёр Груздевых, которые во время концерта для детей из временно оккупированных территорий Украины публично желают смерти президентам США и Украины, а также оккупации Россией всей Украины», – говорит Юркевич.

По словам Юрия Юркевича, в Беларуси украинские дети подвергаются жестокому обращению и сами становятся инструментом пропаганды.

«Кроме того, украинских детей используют в пропагандистских целях. Например, с ними записывают видео, на которых им задают наводящие вопросы, связанные с травмирующими темами: обстрелы, чувства детей в условиях боевых действий, являются ли «разбитые окна» нормой и т.д. Пропагандисты настойчиво расспрашивают детей, требуя детального воспоминания и воссоздания травмирующих событий.

Более того, детей демонстративно лишают самоидентификации, например, задают вопрос, пойдут ли они воевать, чтобы защищать свою страну, подразумевая под «своей страной» Россию. Несмотря на то, что видео, очевидно, монтируют, видно, что дети плачут, но видео всё равно публикуется. Это свидетельствует о жестоком и нечеловеческом обращении с детьми», – рассказывает Юркевич.

По словам Юркевича, доклад дополняет ранее проделанную другими расследователями работу.

«Более ранние обращения в Международный уголовный суд (МУС), например, команды НАУ, а также публичный отчёт Yale Conflict Observatory, фокусируются на участии режима Лукашенко в незаконном перемещении мирных жителей (сирот) как военном преступлении или депортации украинских детей. Мы расширяем эту работу, показывая, что на этом участие в грубых нарушениях прав детей не заканчивается.

Мы описываем, как на территории Беларуси этих детей лишают идентификации, индоктринируют, заставляют ненавидеть свою родину. Их возят в военную часть 3214, в парамилитарные организации, учат обращаться с оружием. Это часть совместной с Россией программы по превращению украинских детей в «патриотов» России и представителей идеологии «русского мира», которую также пропагандирует беларусский режим.

Что ещё страшнее, эта система работает на военный резерв России и превращает вчерашних украинских детей в янычар, готовых впоследствии воевать против своей страны. Это страшные вещи, которые подпадают под определение преследования по дискриминационным признакам как преступление против человечности в соответствии со статьей 7 Римского статута, и попадает под юрисдикцию Международного уголовного суда», – сказал он.

По словам Юркевича, доклад станет частью массива доказательств соучастия Лукашенко в российской агрессии против Украины.

«Мы обратились в МУС с призывом открыть предварительное расследование в отношении скоординированной системы перевоспитания и милитаризации украинских детей с оккупированных территорий Украины российским и беларусским режимами, а также выдать ордера на арест Александра Лукашенко, Дмитрия Мезенцева, Михаила Мишустина и Алексея Талая.

Кроме того, мы призвали пересмотреть ордера на арест, уже выданные в отношении Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой, с учетом вновь выявленных обстоятельств совершенных преступлений. Мы также призываем ввести адресные санкции против российских и беларусских лиц и организаций, причастных к перемещению, идеологической обработке и милитаризации украинских детей, а также гармонизировать уже введённые секторальные санкции.

Доклад будет публично представлен в Варшаве 4 октября, и мы уже работаем над тем, чтобы содержащаяся в нём информация была доведена до соответствующих чиновников. Трудно говорить о конкретных результатах, но наш доклад — еще один пакет доказательств преступлений, совершенных беларусским режимом. Со временем вес доказательств, переданных и продолжающих передаваться в МУС другими командами, преобразуется в юридическую оценку действий Республики Беларусь, Российской Федерации, Союзного государства и других акторов», — рассказал Юрий Юркевич.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: