Руководитель Департамента государственной безопасности Литвы Дарюс Яунишкис утверждает, что восемь из десяти беларусов в Литве являются экономическими мигрантами, и выступает за унификацию условий миграции для беларусов и россиян.
В интервью Lrt.lt ему был задан вопрос о заявленном на прошлой неделе высоком уровне активизации беларусского КГБ — когда это началось и в чем проявляется.
«Ну, я хочу подчеркнуть, что это не только беларусский КГБ. В Беларуси есть еще и ГРУ, так называемая военная разведка, а также так называемый ГУБОПиК, то есть Управление МВД по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Мы наблюдаем это чуть ли не с 2020 года, с тех псевдовыборов, которые организовал президент. После того, как все протесты и все события в Беларуси закончились, стала явно заметна их возросшая активность. И, вне всякого сомнения, триггером послужила агрессия России против Украины. С этого момента мы наблюдаем столь беспрецедентную активность беларусских спецслужб», — ответил он.
По его мнению, «старая» беларусская оппозиция отличается от «новой».
«Она не была такой организованной, как нынешняя. Конечно, у них не было такого влияния и поддержки в мире, какие есть у этой оппозиции. И, конечно, здесь, в Литве, их было мало. Что мы видим сейчас? Беларусская диаспора стала неизмеримо больше. На данный момент в Литве уже находится более 60 тысяч граждан Беларуси, имеющих вид на жительство или какую-то рабочую визу. В год приезжает около 17 тысяч человек», — отметил он.
По его мнению, восемь из десяти беларусов в Литве являются экономическими мигрантами.
«Хочу подчеркнуть, что восемь из десяти все же являются экономическими мигрантами. Это не представители оппозиции. Представители оппозиции, активно оппонирующие режиму Лукашенко, составляют лишь небольшую часть. Мы должны обратить на это внимание, потому что в этом корень серьезных угроз. Как бы там ни было, часть этих людей ездит туда и обратно, ездит из Литвы в Беларусь, потом из Беларуси в Литву. Конечно, у них там есть родственники и определенные интересы, тем более, что у них есть беларусские паспорта. Но это, без сомнения, создает беларусским спецслужбам определенные возможности для вербовки, для оказания влияния, сбора информации о процессах в Литве», — заявил он.
Глава ДГБ отметил «беспрецедентную активизацию» беларусских спецслужб, заявил о вербовке на границе литовских граждан, извлечение информации с их телефонов, цифровых файлов, попытки вербовки во время опросов.
«Без сомнения, с гражданами Беларуси это происходит гораздо интенсивнее. Они путешествуют, проводят некоторое время на территории Беларуси. Это идеальная среда для их вербовки со стороны беларусского КГБ или других служб, и, вне всякого сомнения, они это делают, а мы это фиксируем», — сказал он.
По его словам, также наблюдаются попытки вербовки через соцсети.
«Скажем, представителей беларусской оппозиции или представителей бизнеса здесь вербуют и они находятся под влиянием беларусского КГБ или беларусского так называемого ГУБОПиК, о котором я сказал. Через социальные сети им предлагают сотрудничать со спецслужбами, предоставлять информацию об оппозиционерах, находящихся в Литве, а в некоторых случаях иногда даже предлагают платить за определенную деятельность, которой они занимались раньше. Мы видим это очень четко», — подчеркнул он.
Ему был задан уточняющий воврос, принимаются ли эти предложения.
«Знаете, я говорю только о тех случаях, которые нам известны. Есть много вещей, которых мы можем и не знать», — ответил Яунишкис.
По его словам, проверка каждого прибывающего в Литву беларуса требует сил.
«Но, как я уже говорил, у нас их более 60 тысяч. И при такой тенденции, что в год въезжает по 17 тысяч (скажем, с теми же рабочими визами или разрешениями на временное проживание), подсчитайте – в 2025 году их будет около 100 тысяч. Это, я бы сказал, такая значительная сила. Как бы там ни было, видимо, придет то время, появится та красная линия, когда мы действительно уже не сможем справляться, потому что проверка действительно требует времени, ресурсов и усилий. И ведь нет никаких гарантий, что мы сможем всех посмотреть, всех проверить. Как вы понимаете, не поставишь же рядом с каждым представителя разведки или полицейского», — отметил он.
Глава ДГБ выступает за унификацию условий миграции для беларусов и россиян.
«Ну, видите, это уже область политических решений. Могу только сказать, что Департамент госбезопасности по поводу растущей беларусской диаспоры в Литве представил определенные выводы, сделал анализ и дополнил материалами. Теперь, вероятно, политикам и литовским ведомствам предстоит решить, нужно унифицировать условия или нет. Наш долг – предупредить об угрозах. Мы видим в этом большой потенциал», — сказал он.
«То есть вы были бы за унификацию, поскольку это затруднило бы их приезд?» — прозвучал вопрос.
«Без сомнения, да», — последовал ответ.