Александр Лукашенко на церемонии вручения премий «За духовное возрождение», специальных премий деятелям культуры и искусства и специальных премий «Беларускі спартыўны Алімп» вдруг решил порассуждать о проблеме сохранения беларусской государственности. Это прозвучало странно, учитывая почти 34 года независимости и без малого 31 год собственноручного руководства страной. Что же политик хотел столь витиеватым способом донести до общественности накануне своего переназначения?
Начало спича звучало вполне традиционно и сюрпризов не предвещало.
«Как бы кто-то ни стремился нас сегодня раскачать, ничего не получится. Ничего не получится! Мы сбережем свою страну», — сказал Лукашенко.
Глагол «раскачать» политик в своих выступлениях использует часто. Под «раскачевателями» обычно подразумеваются уставшие от его правления беларусы, политические оппоненты и, конечно же, Запад вместе с «ведомой им» Украиной.
А вот дальнейший ход мысли Лукашенко несколько удивил.
«Мы все сделаем в предстоящей пятилетке, чтобы наша страна навсегда забыла проблему сохранения своей государственности. Наша страна всегда будет государством, вопреки любым течениям и тенденциям на международной арене», — заявил политик.
Вопросов возникает множество. Откуда исходит угроза беларусской государственности? Кто создает ей проблемы? И, наконец, чем управляющие страной занимались более трех десятилетий, если итогом этой деятельности стала необходимость сохранения обретенной до их появления на политической сцене независимости и государственности?
Давайте поразмыслим. Возможно, под проблемой сохранения государственности Лукашенко подразумевал беларусские демократические силы? Но для них суверенитет и независимость Беларуси были и остаются незыблемыми постулатами. Тот самый Запад, с которым режим конфликтует? Но и западные демократии никогда не ставили под сомнение беларусскую государственность и не призывали от нее отказаться. Как раз напротив — независимую и демократическую Беларусь там рассматривают как одно из важнейших условий для обеспечения европейской безопасности и стабильности в регионе.
Тогда обратим внимание на Восток. Там действительно существует проблема. Даже не одна, а целый комплекс проблем — от экономики до военной составляющей. И все они связаны с Россией. Да что тут говорить – российские войска после учений берут и, не спросив согласия Лукашенко, заворачивают на Киев с беларусской территории. Об этом политик сам рассказывал в интервью ВВС. О какой государственности можно рассуждать, если войска соседней страны бесконтрольно перемещаются по твоей туда, куда им захотелось? Ведь о планах Путина напасть на Украину Лукашенко, по его собственным словам, даже не был осведомлен.
Многократно возросшая за последние годы экономическая зависимость от РФ, от российского рынка, транзита еще крепче привязывают нашу страну. Все это в совокупности представляет собой единственную на сегодняшний день угрозу беларусской государственности. Особенно с учетом «исторических нарративов» российского руководства и разглагольствований об утраченных территориях бывшей империи. Не эти ли «течения и тенденции» на «международной арене» имел в виду Лукашенко? Так что только применительно к России сделанное на церемонии награждения заявление имеет основание. Москва вроде как уже рассматривает возможности «более тесной интеграции» с Беларусью в случае окончания войны в Украине.
Может, политик намерен в ближайшую пятилетку каким-то образом вытащить из российской петли голову и остальные части тела? Смело. Правда, тут возникает другой вопрос – а кто же виноват в таком итоге собственной политической деятельности? Вести страну тридцать лет и завести в глухую трясину — это еще постараться надо.
Выбраться было бы неплохо. Только сделать это без мощной посторонней помощи и поддержки практически невозможно. А очереди из желающих посодействовать не наблюдается. Так что слишком благостно все это для того, чтобы оказаться правдой.
Впрочем, возможно и другое, гораздо более прозаичное, объяснение смысла тирады Лукашенко. Мы знаем, как близка политику позиция, приписываемая королю Франции Людовику XIV — «Государство — это я». Поэтому для лучшего понимания сути сказанного просто заменим слово «государственность» на фамилию. И получаем следующее:
«Мы все сделаем в предстоящей пятилетке, чтобы наша страна навсегда забыла проблему сохранения Лукашенко. Наша страна всегда будет с Лукашенко, вопреки любым течениям и тенденциям на международной арене».
И сразу все становится на свои места. Никакой конспирологии, все четко и понятно. В течение следующей пятилетки предстоит сформировать условия для того, чтобы клан Лукашенко сохранил себя у власти. Например, начать подготовку к ротации одного Лукашенко на другого. Наша страна всегда будет с Лукашенко. Имена — Александр, Николай, — подставляйте по мере надобности и течения времени. И никакие «тенденции» на разных там «аренах» не в состоянии эту программу изменить.
На что были потрачены тридцать с гаком лет нахождения у власти, тоже абсолютно ясно.
Если бы стояла задача придумать Лукашенко — старшему максимально лаконичную программу к переназначению на новый срок, то лучше ее и не сформулировать. Кратко, емко и недвусмысленно. Судя по всему, как раз эту нехитрую мысль политик и намеревался донести в своем выступлении. Или у вас найдутся иные, более правдоподобные версии?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news
На минутку показалось, что Чалого прочитал