Власти Беларуси давно продвигают участие страны в европейском проекте водного пути Е40, тогда как экологи считают его серьезной угрозой природе Беларусского Полесья. Похоже, угроза в значительной степени отступила. Еврокомиссия на прошлой неделе приняла обновленный стратегический документ по созданию эффективной транспортной сети TEN-T, в котором прописывается планируемая сеть дорог, воздушной и водной инфраструктуры. Е40 в него не включен.
«Еўракамісія адзначыла немэтазгоднасць польскага ўчастка Е40: акрамя вельмі высокага кошту – блізу 12 млрд еўра – будаўніцтва несумяшчальнае з аховай прыроды і ўстойлівым развіццём. Альтэрнатывай Е40 камісія лічыць кліматычна ўстойлівую высакахуткасную чыгунку», — сообщила сегодня «Ахова птушак Бацькаўшчыны», входящая в коалицию «Захаваем Палессе».
Что такое Е40?
Это проект строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотели проложить по Висле, Припяти и Днепру, чтобы соединить Балтийское и Черное море. Лоббирование проекта началось с 2013 года. Проект предусматривал вмешательство в русло Припяти и других водоемов, что повлекло бы необратимые последствия для природных экосистем. Так как водный путь от Варшавы до Бреста не судоходен, чтобы «восстановить» Е40, в планы входило строительство обводного канала в Польше, шести-семи плотин и шлюзов на Припяти, а также углубительные работы по всему маршруту. Это необходимо для того, чтобы по беларусским рекам могли ходить многотоннажные суда класса «река-море». Инициаторами строительства Е40 выступила коалиция организаций из трех стран (Беларуси, Польши и Украины) во главе с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», Морским институтом в Гданьске, Министерством транспорта Беларуси и Министерством инфраструктуры Украины.
4 октября 2019 года в рамках участия во Втором форуме регионов Украины и Беларуси Владимир Зеленский и Александр Лукашенко заключили договоренности, согласно которым в 2020 году украинская сторона должна провести дноуглубление на реках Припять и Днепр, необходимое для восстановления полноценного судового движения.
Теперь проект не будет реализован?
По мнению беларусских ученых, экологов и экоактивистов, строительство водного пути будет иметь значительное негативное воздействие на природное и культурное наследие и благосостояние населения Полесья. Reform.by писал об этом в проекте «Ликвидация».
Поэтому отказ ЕС от реализации проекта водного пути Е40 был бы для всех, кто в курсе вопроса, действительно радостной новостью. Однако в полной мере радоваться пока рано, рассказал Reform.by директор организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский. Он объяснил, что отсутствие Е40 в документе, принятом Еврокомиссией, значит только то, что вероятность финансирования проекта снизилась, а не то, что государство потеряло интерес к Е40 и Полесью.
— В TEN-T включены участки для финансирования — на что будет Еврокомиссия выделять деньги. Польский участок не включен (ранее в самой Польше заблокировали его строительство — прим. Reform.by), его признали нецелесообразным, значит, финансирования на него тоже не будет, — говорит Винчевский. — Но Еврокомиссия потенциально может передумать в любой момент. Средства на Е40 — почти 12 миллиардов — легкие, это не кредит. Если бы в TEN-T включили польский участок в финансирование, деньги не пришлось бы отдавать.
Беларусский и украинский участки в документе Еврокомиссии никак не упоминаются — потому, что страны не входят в ЕС. По словам Винчевского, вероятнее всего, судьба этих участков будет решаться в 2022 году на уровне «Восточного партнерства». И те, кто в проекте заинтересован, продолжат искать на него деньги.
— Группировки лоббистов в каждой страны заинтересованы в своем участке. Их не интересуют участки соседей. Мы много лет наблюдаем за возней вокруг Е40. Украина и Польша имеют выход к морю, их участки работают и сами по себе, они объединились в Е40 только потому, что это выглядит привлекательнее для инвесторов. А беларусская часть будет искать средства на водный путь. Потому что сейчас есть только небольшой водный транспорт на Днепре и Припяти — он дотируется государством, потока практически нет. А с помощью Е40 они хотят выйти на международный уровень, Министерство транспорта заинтересовано в этом, — объяснил Винчевский.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: