Обменный фонд, принуждение к диалогу: КГБ хватает иностранцев

Главное
Коллаж Reform.news

Беларусские силовики активно задерживают иностранных граждан. Выглядит так, словно не получив ожидаемой ответной реакции со стороны Запада на освобождение части политзаключенных, режим переходит от «пряника» к «кнуту». Пытаясь хоть так вынудить западные демократии пойти с ним на диалог.

Оранжевый уровень опасности

Недавно мы уже писали о нескольких гражданах Польши, в разное время задержанных в Беларуси, в том числе и по обвинению в агентурной деятельности. По такой же статье летом этого года в к шести годам колонии беларусский суд приговорил гражданку Литвы Елену Романаускиене. Литовский МИД располагает информацией еще о нескольких гражданах этой страны, задержанных и отбывающих наказание в Беларуси. При этом у литовской стороны «нет оснований полагать», что обвинения беларусских властей в адрес ее граждан «обоснованы».

И в полку задержанных иностранцев идет пополнение. В сентябре 2024 года беларусские власти заявили о задержании гражданина Японии Наканиси Масатоси, которого тоже обвинили в «агентурной деятельности». В декабре сообщалось, что за съемку автодорожного путепровода трассы М10 Гомель — Кобрин был задержан еще один гражданин Страны Восходящего солнца. Позже посольство Японии официально подтвердило задержание еще одного своего гражданина.

Такого количества японских шпионов у нас не было, похоже, со сталинских времен. Любят японцы на свою голову фотографировать все подряд. Есть предположение, что второй задержанный японец — трэвел-блогер Ether2Kly, который путешествовал по миру и рассказывал своим подписчикам о транспорте и инфраструктуре разных стран. Посольство Японии даже рекомендовало вообще отказаться от съемок на открытом воздухе. А заодно МИД этой страны обновило рекомендации по посещению Беларуси, присвоив нам оранжевый уровень опасности. Что означает рекомендацию воздержаться от посещения Беларуси.

И сотрудник делегации ЕС

Рядовыми иностранцами отечественные силовики не ограничиваются. На днях в Минском городском суде начнется рассмотрение дела проповедника евангелистской церкви «Благовестие» Николая Хило. Его задержали в апреле этого года и обвинили по двум статьям — 130 ч. 1 (разжигание вражды) и 361 ч. 3 (призывы к санкциям). Впридачу выяснилось, что Хило – сотрудник делегации ЕС в Беларуси.

Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Анитта Хиппер призвала беларусские власти «немедленно и безоговорочно» освободить Хило. При этом, по ее словам, европейцы «поднимали этот вопрос в ходе всех контактов с Беларусью».

Возникает вопрос — почему же ранее не сообщалось о том, что Хило является сотрудником дипломатической миссии ЕС? Ответ может оказаться простым – европейские чиновники пытались урегулировать проблему по дипломатическим каналам. И лишь после того, как их усилия не увенчались успехом, решили обнародовать информацию, чтобы усилить давление на беларусский режим.

Как бы там ни было, факт задержания сотрудника делегации ЕС, пусть и гражданина нашей страны, показателен сам по себе.

Кнут вместо пряника

Описывая ситуацию с осужденными в Беларуси поляками, мы выдвинули версию, что таким образом КГБ набирает обменный фонд для того, чтобы попытаться разменять задержанных на собственных агентов, арестованных на Западе. В частности, в Польше.

Константин Бычек, начальник Следственного управления КГБ Беларуси, даже вступил в заочную полемику с нашей редакцией. В недавнем пропагандистском фильме о попытке польских спецслужб завербовать в Молдове беларусского дипломата, Бычек ответил в духе того, что западные спецслужбы предлагают на обмен «грабителей, насильников, наркоманов». Поскольку нет ни в Польше, ни в странах Балтии, ни в других западных государствах нет граждан Беларуси, «которые сотрудничали с КГБ, осуждены за это и отбывают там наказание».

Было бы странно, признай Бычек обратное. Дело спецслужб — всегда все отрицать. И все же останемся при своем: активная и целенаправленная охота на иностранных граждан в Беларуси очень напоминает формирование обменного фонда. И принуждение к диалогу. Предыдущие попытки режима пойти на контакт — освобождение малой части политзаключенных — к ожидаемому эффекту не привели. Очевидно, что освобождать нужно больше — не десятки, а сотни человек, в том числе известных персон. Идти на такие шаги, вероятно, не хочется. И в ход вместо «пряника» пошел «кнут». В надежде на то, что в какой-то момент число задержанных и осужденных в Беларуси иностранцев достигнет критической массы. И правительства этих стран вынуждены будут идти на контакт с режимом хотя бы для того, чтобы вызволить своих граждан.

Но история Николая Хило показывает, что кулуарный диалог результата не дает. Требуется публичность. Нужны визиты, контакты, послы, наконец. Сколько же можно сидеть в изоляции. А не сработает, так в обменный фонд пойдут. Ведь в какой-то момент количество задержанных за рубежом беларусских и российских агентов тоже грозит превысить критическую массу.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: