Александр Некрашевич — художник, который может позволить себе превратить Мадонну Рафаэля в певицу Мадонну, Посейдона — в Спанч Боба, а князей Радзивиллов — в известных существ фильма Ридли Скотта — Чужих. Игра с культурными кодами, — героями, Богами, персонажами массовой и мировой культуры, мировое художественное наследие — как источник вдохновения и буквальный материал для создания своего высказывания, — работы автора ни с чьими не спутаешь, независимо от того в какой технике они выполнены: графика, живопись, аэрография. Можно сказать, что художник позволяет себе в творчестве чуть больше, чем Джеймс Бонд, — не только «смешивать» разные культуры, но «взбалтывать», «встряхивать» их означающие, чтобы они распределились, легли в новом смысловом рисунке.
Накануне открытия своей персональной выставки Fata Morgana в галерее «Арт-Беларусь» автор нашумевшего полотна «Война миров», серий «Боги и герои», «Калейдоскоп», «Чужие» поделился с обозревателем Reform.by как родились некоторые его проекты.
— К серии «Калейдоскоп» меня в своем время подтолкнуло посещение сувенирной лавки музея Рейксмюсеум в Амстердаме, — рассказывает художник. — Там продавались такие знакомые нам калейдоскопы: если смотреть через устройство на картины, то изображение разбивается на сегменты. Мне это понравилось и я подумал: а почему бы не сделать холсты в таком ключе? Технически процесс проходил так: вначале работаю с разными произведениями в фотошопе, потом переношу эскизы на холст. Мне понравилось разбивать на сегменты, конструировать, делать новые композиции из уже известных картин. Что-то в этом есть, такой ковер получается. Ритм, — вот что меня в этом увлекло.
— А это мои работы из такой давней серии, которая посвящена нулевым, — «Мыльные пузыри», — двигаемся дальше по выставке. — Каждое тондо здесь — это кадр из определенного российского сериала, что показывали в 2000-ных. Помню, как не включишь телевизор, — там очередная «мыльная опера». Фильмы ни о чем. Пустота. Поэтому изображения здесь превращаются почти в абстракцию.
— Что до проекта «Чужие», то работу над ним я начал еще в 2011 году, как раз после Плошчы, всех этих событий десятилетней давности, — подходим к «заглавной» картине выставки. — Я взял за основу портреты Радзивиллов, — знакомые всем по истории искусств лица, но немножко чужие, не свои.Такие пришельцы из прошлого. Меня упрекали в том, что я рисую чудовищ, монстров, издеваюсь над художественным наследием, но в серию и картину я закладывал совершенно иной смысл. И для понимания проекта и ее кульминации, которой в итоге стала работа «Война миров», — важно знать контекст фильма Ридли Скотта.
Художник продолжает рассказывать.
— Согласно фильму, Чужие — это существа, которые вселяются в человека, живут в нем. То есть человек становится кормовой базой для другого организма, другой цивилизации. И ситуация в Беларуси, когда за эти годы закрывались беларусскоязычные школы, сужалось пространство беларусского языка, очень напоминала и напоминает мне поглощение беларусской культуры этими самыми Чужими. Советские государственный гимн и герб, — все чужое, не свое. Раньше беларусские земли назывались Литва, — возьмите любую карту старше XVII века, а сейчас это название принадлежит другой стране. Произошла и происходит трансформация — и этой трансформации и посвящен проект.
— Кто сейчас вокруг нас свой? Кто — чужой? Если задуматься, то «Война миров», которая в определенной степени является репликой известного полотна Яна Матейки «Грюнвальдская битва», предсказала и драматические события 2020 года. Произошло очередное восстание беларусов, которые «вспыхивают» на нашей территории на протяжении столетий: Костюшко, Калиновский, август 2020-го… На самом деле мы ждем этого момента — когда можно стать свободными, — не одно столетие.
— Печально только, что некоторые «свои» окончательно стали «чужими», — резюмирует автор.
Выставка Fata morgana начинает свою работу в галерее «Арт-Беларусь» 15 января. Она продлится до 14 февраля 2021 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: