Беларусы хотят услышать, что двери Европы открыты для них — заявила Светлана Тихановская на Варшавском форуме по безопасности. Это действительно важный тезис, поскольку на самом деле европейские двери никогда и не были распахнуты для нашей страны. Может, именно в этом кроется причина пророссийских настроений, до сих пор преобладающих среди беларусов?
Теоретически любое европейское государство имеет возможность присоединиться к Европейскому союзу. Что для этого необходимо? Формально — соответствие Копенгагенским критериям, принятым Советом ЕС в 1993 году. Среди них — стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту меньшинств, рыночная экономика и способность принять обязательства членства, включая приверженность политическим, экономическим и денежно-кредитным целям Союза.
Соответствует ли этим требованиям современная Беларусь? Конечно, нет. Соответствовала ли им наша страна в 1995 году, когда в ЕС подали заявку страны Балтии? Пожалуй, тогда Беларусь была гораздо ближе к ценностям Евросоюза, чем сегодня. Но что преобладает в процессе вступления – политический прагматизм Европы или стремление отдельно взятого государства стать полноправным членом Союза?
Да, для вступления в ЕС, в первую очередь, необходимо желание и возможности государства, которое хотело бы стать членом Союза. Путь этот не был простым и быстрым ни для кого из новых членов ЕС. Тем же странам Балтии потребовались для этого долгих девять лет. К тому же наша страна никогда не подвала заявки на вступление. Хотела ли стать членом ЕС Беларусь 90-х? Сегодня нам кажется, что нет. Народ был против. Но была ли реальная альтернатива этому народному выбору? Общественное мнение, при желании, можно подвинуть в любом направлении. Но звал ли кто-то беларусов двигаться в другую сторону?
А стороны ЕС никогда не просматривалось акцентированного желания видеть Беларусь в своих рядах. Конечно, тут мы вступаем на хрупкий лед дискуссии – бытие определяет сознание или наоборот?
Но факт остается фактом. Заинтересованности в Беларуси ЕС не демонстрировал. Зато со стороны России постоянно звучали более или менее заманчивые для беларусов предложения об экономической кооперации и даже о полноценном союзе. Вспомним все российские «заманухи» — начиная от низких цен на газ и заканчивая Союзным государством или даже вступлением в Россию шестью областями. В том, что беларусы смотрели в сторону РФ, нет ничего удивительного. Ведь им никогда и не предлагали действенной альтернативы. Москва же прилагала максимум усилий для того, чтобы заманить Беларусь в свои сети. В ответ объединенная Европа просто умыла руки. Решив почему-то, что наша страна по умолчанию входит в сферу российского влияния, и не стоит прилагать усилия, чтобы привлечь Беларусь и беларусов на свою сторону.
Итогом такой политики стало множество нюансов — начиная от политической ориентации беларусских элит на того, кто предлагает им выгодную сделку, заканчивая визовыми барьерами, которые объективно стали преградой для многих жителей нашей страны для того, чтобы прочувствовать Европу, слиться с ней и принять ее ценности. Вместо этого беларусы, в основной своей массе, ехали на заработки в Россию, которая предоставляла им преференции. И подспудно затягивала в свой «русский мир».
«Родные» там, где тебя ждут, а не там, где тебя встречает множество ограничений и сложностей. Теперь мы удивляемся тому, что Россия, ее ценности и союз с ней пользуются популярностью в сознании многих граждан нашей страны. Но ведь, руководствуясь своими установками, Европа сама отдала Беларусь в руки России. Просто потому, что не посчитала нужным предложить беларусам внятный выбор. В том числе здесь и кроется причина того, что значительное количество наших граждан считает Россию «своей», а ЕС – «чужим». Потому что Европа отгородилась от Беларуси забором задолго до того, как он в реальности был построен вдоль наших западных границ. Этот забор отчуждения и стал препятствием в отношении к ЕС и, главное, к европейским ценностям в умах многих беларусов. Логика проста: раз на Западе мы никому не интересны, будем интегрироваться с теми, кто нас ценит. Европа сама отдала Беларусь России, не дав нам надежду на приглашение в свой Союз. Это был не только беларусский, это был и европейский выбор.
Европа вспомнила о большинстве постсоветских стран только в 2009 году, когда было учреждено «Восточное партнерство». Но, в случае с нашей страной, время оказалось упущено. Беларусь, ее элиты и многие рядовые граждане уже плотно завязли в российской сфере влияния. Альтернатива запоздала как минимум лет на пятнадцать.
Будь Европой в свое время предложен иной вариант, история нашей страны могла бы сложиться иначе. Но вышло, как вышло. Беларусь для большой Европы оказалась незванной. И в экономическо-идеологическом сражении за нашу страну в итоге победила Москва. Теперь из похожей ситуации большой кровью вырывается Украина. Кровью репрессий исходит и Беларусь. Впридачу наша страна, волею ее правителя и правящей элиты, погрязла в российском болоте глубже прочих.
Что же может произойти, если беларусы сегодня услышат, что двери Европы открыты для них? Никаких быстрых изменений не произойдет, слишком велика сила инерции. Но в перспективе, если двери эти на самом деле откроются, ситуация может измениться. Я всегда полагал, что всем без исключения беларусам надо принудительно выдавать визы в ЕС. И вывозить их туда бесплатно. Просто для того, чтобы они увидели и прочувствовали разницу. Наконец-то поняли, что есть альтернатива России, и она гораздо привлекательнее. Открытые двери в Европу могут изменить многое. Если они окажутся открытыми не на словах, а на деле. Беларусы хотят не услышать о них, а увидеть открытые двери в реальности.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by