Западные правительства стараются поддержать авторитарного и независимо настроенного Александра Лукашенко, опасаясь, что возможное поглощение Беларуси Россией изменит баланс сил в Европе, пишет Ярослав Трофимов для The Wall Street Journal.
«Тем не менее их поддержка ограничена страхами, что слишком сильное сближение с Минском может спровоцировать вмешательство со стороны России», – утверждает автор.
Издание напоминает, что Лукашенко сопротивляется дальнейшей интеграции с Россией, отказался размещать в стране российские военные базы и занял нейтральную позицию в украинском конфликте.
«Ситуация серьезна в том смысле, что Россия действительно может принудить их к объединению. Они находятся под давлением. Сейчас Евросоюз, Польша и другие страны должны поддержать их суверенитет», – заявил глава МИД Польши Яцек Чапутович.
После многих лет изоляции за подавление демократии и нарушений прав человека в Беларуси, США и ЕС начинают восстанавливать контакты с Беларусью на высоком уровне, пишет издание, приводя в качестве примера визит советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в Минск в августе.
Российские СМИ регулярно критикуют Лукашенко, как, например, за его фразу о «не наших войнах», которую в России восприняли как оскорбление.
Сегодня страны работают над дорожными картами по интеграции, при этом Россия настаивает на более тесном политическом союзе, используя скидки на нефть и другие экономические преференции как рычаг давления.
Но беларусские власти, хоть и заинтересованы в экономических связях, не собираются становиться еще одним федеральным субъектом России.
«Западные министры приветствуют такой подход Минска, но некоторые высокопоставленные военные НАТО смотрят на это по-другому. С их точки зрения, периодические нападки Лукашенко на Москву не отрицают того факта, что Беларусь остается ближайшим союзником России и что ее военные силы – на самом деле защитные силы России, которые угрожают восточному флангу НАТО», – пишет автор.
Главнокомандующий армией Польши Раймунд Анджейчак отмечает «невероятную» интеграцию вооруженных сил Россиии и Беларуси и считает, что в современных условиях формальное отсутствие российских военных баз в Беларуси ничего не значит.
Бен Ходжес, бывший командующий американским контингентом в Европе, не согласен и считает, что Беларусь сделала сильный жест, отказавшись размещать базы. «Пока президент Лукашенко может говорить русским: «Спасибо, но мы защитим себя сами», это будет много значить для стабильности региона», – сказал он.
На этом фоне ЕС и США стали меньше критиковать нарушения прав человека в Беларуси.
Брэдли Фреден, глава Государственного департамента США по делам Восточной Европы, считает, что проблема прав человека в Беларуси не исчезнет, но ее будут обсуждать в частном порядке.
Чапутович также считает, что независимость Беларуси важнее, чем внутренняя политика. «Конечно, этой стране нужны реформы, ее система и демократии несовершенны, но сейчас надо обратиться к более серьезным вещам», – сказал он.
Бывший помощник министра обороны США Александр Вершбоу считает, что Беларусь вряд ли пойдет путем Украины или Грузии, «но будет немаловажно, если Беларусь усложнит расчеты России и если предоставит материальную и политическую поддержку суверенитету и независимости Украины». «Но нам надо быть осторожными. Демонстрация слишком сильного сближения [с Беларусью] будет контрпродуктивной и вызовет жесткую реакцию России», – заявил Вершбоу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: