Выборы президента Беларуси: кандидат Шредингера

Согласитесь, на выборах президента Беларуси появилась интрига. Еще неделю назад казалось, что ничего интереснее «праймериз правоцентристской коалиции» не будет, кампания пройдет предельно уныло, еще и коронавирус отбивает всякую охоту социально сближаться. Но вот несменяемая Лидия Михайловна нажала на курок, и интрига начала закручиваться с небывалой для Беларуси скоростью.

Появился неожиданный кандидат, и изголодавшиеся политические аналитики, эксперты и активисты за несколько дней успели выдать в социальных сетях и СМИ тонны текста с прогнозами и оценками. Кто он, почему решил участвовать, найдет ли поддержку, а может, уже нашел поддержку у одного из наших агрессивных соседей.

Вы сейчас о каком кандидате подумали? Тихановский, Цепкало, Дмитриев, Черечень, а может, 30-головый Статкевич? Вот то-то и оно. Выбор есть. Вернее так: если бы в Беларуси были настоящие выборы, то в этом году кандидаты представляли бы интересы максимального количества страт и групп населения.

Мне кажется, именно это стало главной особенностью кампании. В отличие от выборов 2010 года, когда случился кандидатский хаос и анархия, теперь претенденты отобраны с математической точностью. Хотите харизматичного правдоруба из недр спального района с богатым прошлым и беспросветным настоящим? Пожалуйста. Такой кандидат есть в каждом дворе любого города Беларуси — неформальный лидер комьюнити. Простые решения и эмоциональное «ты меня уважаешь?» понравятся очень многим. Желаете сытого будущего своим детям и заставляете их учить английский и пайтон с 6 лет? Ну вы понЕли, за кого голосовать. Читаете книжки по личностному росту и желаете быть забрызганными успехом? Есть кандидат и для вас. И так далее…

Нужно быть очень наивным, чтобы считать такое идеальное распределение случайностью. Почти таким же наивным, как те, кто надеется победить на выборах в современной Беларуси. Ни один из объявившихся кандидатов не производит впечатление наивного человека. Давайте не будем впадать в это состояние и мы. Тогда что же мы наблюдаем?

Выскажу очень неожиданное предположение (тэг «ирония»): кандидаты на этих выборах одобрены (совсем не значит, что кандидаты в курсе) в администрации президента Беларуси. Нет, конечно, объявить о своем участии может кто угодно, но зарегистрированы будут лишь избранные (снова тэг «ирония»).

Понятно, зачем это сделано. Если выборы пройдут при полном игноре со стороны избирателей, легитимной власть не будет не только в глазах большинства беларусов, но и в своих собственных. Нужна интрига, очевидно. Более того, нужны такие кандидаты, которым захотелось бы поверить, а для этого они должны озвучивать требования и представлять интересы. И все равно странно, что такие уважаемые люди согласились добровольно пойти под нож (вспомните, сколько кандидатов в президенты Беларуси оказывались в тюрьме).

Дальше будут то ли конспирология, то ли бесплатные советы. Решайте сами. Будь я на месте Сергеенко Лукашенко, грех было бы не воспользоваться энтузиазмом и потенциалом кандидатов для укрепления власти и новой балансировки всей системы. Системе очень давно нужны противовесы в лице встроенной во власть оппозиции. Очевидно, Гайдукевич&Сыновья с этой задачей не справились. Кстати, само участие Гайдукевича-младшего в этих выборах скорее ослабит власть, потому что размывает и так очень небольшой электорат действующего президента, к тому же лишает Лукашенко статуса единственного пророссийского игрока в беларусской политике. Почему его допускают — это отдельный разговор.

Анонсированные изменения в Конституции и усиление роли парламента обязывают власти подготовиться и уже сейчас начать выращивать политические силы, которые затем смогут занять весь электоральный спектр. Если на поле оставить провластную «Белую Русь», то любые выборы по пропорциональной системе сделают Александра Лукашенко представителем абсолютного меньшинства. Если же вырастить убедительную оппозицию с нуля, то уже через каких-нибудь 4-5 лет в стране можно без опасений создавать даже коалиционное правительство, эффективно выпускать политический пар и выглядеть в глазах Запада респектабельным отцом нации, стоящим над схваткой.

Пользуясь этой логикой, кампания с участием представителей реальных групп населения также может быть плебисцитом по путям изменений в стране. Кандидатам дают возможность жестко критиковать верховную власть и предлагать реформы. Остается только замерить настроения и использовать самые популярные идеи.

Звучит красиво, правда? Есть одно «но»: в Беларуси уже лет 25 рациональные решения принимаются не всегда. Может, будет так, а может, и не будет. Ну вы понЕли!

***

Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением  редакции Reform.by.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.