Полиция раскрыла личности подозреваемых в убийстве Шеремета

В убийстве Павла Шеремета подозреваются люди, связанные с бывшими бойцами и волонтерами АТО. Никакой информации о возможном заказчике преступления следствие не раскрывает. Об этом и о многих подробностях расследования расскзаали сегодня в Киеве на брифинге Национальной полиции Украины. Напомним, сегодня министр внутренних дел Украины Арсен Аваков официально подтвердил, что по делу Шеремета задержано несколько подозреваемых. Ранее СМИ только предполагали их личности и возможную причастность.

Павел Шеремет погиб в Киеве 20 июля 2016 года в результате взрыва автомобиля, который принадлежал руководителю «Украинской правды» Алене Притуле. В первые же дни по видеозаписям были установлены мужчина и женщина, которые, вероятно, заложили взрывное устройство, но найти их не смогли. Прогресс в расследовании стал заметен только в последние месяцы. Ставший весной президентом Владимир Зеленский не раз подчеркивал, что это дело имеет для него особое значение. На сегодняшнем брифинге он присутствовал лично.

Арсен Аваков отметил, что будет озвучена только та информация, опубликовать которую разрешил следователь, и что это лишь малая доля информации и доказательств, которыми владеет следствие. Министр подчеркнул, что провести такой брифинг решили из-за исключительной общественной значимости и резонансности дела.

«Информация не только сенсационная, но и шокирующая. Украинское общество должно четко осознать, где та грань, за которой патриотизм превращается в предательство своей страны, а затем и в преступление. Это сложный разговор, но необходимый», — подчеркнул Аваков.

Детали расследования рассказвал начальник криминальной полиции Украины Евгений Коваль. По его словам, следствие проделало колоссальную работу. Было допрошено больше 3700 человек, проведено больше 800 выемок информации и документов, в том числе у мобильных операторов, обследовано 577 зданий и больше 4300 квартир, проанализировано 80 млн телефонных соединений 44 тысяч абонентов, отсмотрены записи 221 видеокамеры продолжительностью от 5 дней до 2 месяцев, проведено 47 экспертиз, в том числе комплексных.

Вначале по видеокамерам был установлен маршрут тех самых мужчины и женщины, которые заложили взрывчатку под автомобиль. Это произошло между 2 и 3 часами ночи 20 июля 2016 года. Женщина и мужчина шли вместе (см. скриншот выше), затем разделились, женщина несла пакет с, вероятно, взрывным устройством, подошла к машине Олены Притулы, заложила взрывчатку, затем вместе с мужчиной они ушли. Установлено, что мужчина прихрамывал и имел необычный принт на спине джемпера.

Кроме того, установлено, что за пять дней до убийства, 15 июля, по тем же улицам проходила молодая девушка, которая фотографировала местоположение видеокамер. Больше информации не было.

Разведчица

Было выдвинуто четыре основных версии убийства Павла Шеремета:

  • ошибка в объекте (хотели убить Олену Притулу),
  • убийство из-за профессиональной деятельности,
  • из-за личного конфликта,
  • убийство с целью дестабилизации социально-политической ситуации в государстве путем убийства известной персоны.

Дальнейшее следствие подтвердило, что наиболее вероятна именно последняя версия.

Но сначала были проанализированы преступления в Украине, имеющие в чем-то схожий характер и цель. В итоге было выделено два преступления. В ноябре 2015 года в Херсонской области, рядом с границей Крыма, были взорваны опоры ЛЭП. Установлено, что одним из организаторов взрывов был гражданин по прозвищу «Нацик». На месте происшествия сами участники сделали снимки, и один человек на них привлек внимание следствия. Он был одет в байку с таким же необычным принтом, что и мужчина, заложивший взрывчатку в авто Шеремета. Его лица не было видно.

Полиция изучила круг знакомств «Нацика» и так вышла на Андрея Антоненко («Riffmaster»). Он часто носил байки и майки с такими специфичными крупными принтами. Оказалось, что Антоненко живет в Киеве непосредственно рядом с местом убийства Шеремета.

В круге близких знакомых Антоненко полицию заинтересовали двое: Юлия Кузьменко («Лиса») и гражданин К. («Электрик»). У них были и общие друзья, все они много раз встречались на фоне помощи украинским военнослужащим. «Электрик» при этом владел некоторыми навыками оперативной работы и применял их, чтобы не дать следствию получить информацию о нем.

Второе преступление, привлекшее внимание полиции, — неудачное покушение на убийство гражданина Ч. в городе Косов Ивано-Франковской области летом 2018 года. Там тоже фигурировало взрывное устройство, и экспертиза установила, что оно практически идентично тому, которым убили Шеремета, и крепилось к машине такими же неодимовыми браслетами. Однако в Косове преступники не учли, что дно машины Range Rover снизу защищено полимерной смесью, устройство не удержалось и просто отвалилось от дна, покушение не удалось.

Было установлено, что арендованным автомобилем, на котором закладчиков подвозили к месту преступления, управлял некий Иван (псевдоним «Пистолет»). Именно он возил из Киева в Косов супругов, бывших бойцов АТО Владислава («Буча») и Инну («Пума») Грищенко, которых признали подозреваемыми в этом покушении. На взрывчатке нашли их биологические следы. Кроме того, во время обыска и задержания Грищенко за его автомобилем приехал мужчина — это оказался «Электрик». Так следствию стало ясно, что причастные к этому преступлению связаны с теми, кто подорвал столбы на Херсонщине, и этих людей стали изучать еще более внимательно.

Когда задержали супругов Грищенко и в суде избирали им меру пресечения, на заседание приходили их близкие друзья, которые уже попадали в поле зрения полиции. Изуили их соцсети, оказалось, что «Электрик» живет с Юлией «Лисой» Кузьменко. Всплыла еще одна их знакомая девушка — Яна Дугарь.

То есть выяснилось, что все вышеперечисленные люди хорошо между собой знакомы и общаются, многие связаны с АТО и волонтерским движением помощи военнослужащим. Началась усиленная разработка всей группы. Было решено вызвать на допрос Ивана «Пистолета». И как только он получил повестку, он сразу же позвонил Инне Грищенко.

С этого момента все участники группы, которые до того вели себя спокойно и ни о чем не волновались, вдруг начали созваниваться между собой. Подняла панику Инна Грищенко. Она сообщала товарищам, что «Ваню» вызвали повесткой и хотят связать «еще и» с делом Шеремета, давала инструкции, что ему нужно вспомнить все свои действия в тот день, найти свидетелей и подтвердить свое алиби.  При этом они обсуждали, что «Ваню нужно беречь как зеницу ока» и нельзя допустить, чтобы его «загребли». При этом по разговорам было очевидно, что никого из фигурантов не удивляет само обсуждение того, что одного из их приятелей подозревают в причастности к убийству Шеремета.

Инна Грищенко позвонила и своему супругу, который находился в СИЗО (следствие помогло обеспечить возможность разговора). Тот, услышав о задержании Вани, был очень обеспокоен.

На следующий день Ваня пропал, и приятели его сразу же начали разыскивать, звоня друг другу. Оказалось, что «Пистолет» покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову из охотничьего ружья. Знакомые стали еще взволнованнее обсуждать происходящее по телефонам.

Инна снова позвонила супругу и сообщила новость. Он спросил: «Думаешь, он сам?». Она подтвердила это и добавила: «Он не вывез еще и Шеремета. Думаю, что Шеремет — это было окончательное». — «За Шеремета? Когда он узнал за Шеремета?» — «Вчера, он мне звонил». Затем она говорит Владу: «Да успокойся. Я сейчас буду очень прагматичной. Тебе это на плюс. Теперь вертеть будем как хотеть». Затем она высказала мнение, что «все складывается так, как нам надо, как нам лучше».

После этих событий группа оживилась, по телефонным разговорам стало ощутимо напряжение. Продолжились системно проводимые обыски у фигурантов. Когда провели обыск в квартире по месту регистрации Яны Дугарь, она в телефонном разговоре рассказала, что «не дай бог» проведут обыск на ее съемной квартире, где она на самом деле живет. Девушка сказала, что у нее там лежит семь мобильных телефонов (кроме двух, которыми она пользуется) и полный набор саперного оборудования.

Это заинтересовало полицию еще больше. Зачем ей столько телефонов и оборудования? Дугарь служит по контракту в ВСУ, но по должности и специальности она совсем не сапер. Присмотревшись к ней, в полиции поняли, что она очень похожа на ту девушку, которая перед убийством Шеремета проводила разведку камер на близлежащих улицах. Кстати, телефон, на который она фотографировала, не был зарегистрирован в сети в тот момент, т.е. был выключен.

Волнение начинает показывать и Юлия Кузьменко, хотя о ее причастности не было никаких данных — только совместное фото с друзьями. В разговоре с сожителем «Электриком» она сказала, что боится обыска, тот ее убеждал, что ей не о чем беспокоиться, потому что она нигде не фигурировала.

Чуть позже сам «Электрик» звонит Владу Грищенко в СИЗО, спрашивает, как дела, и внезапно сообщает, что не видит смысла дальше жить и хочет пойти застрелиться.

«А потому что сколько я всего начудив уже… Столько всего нарубил, что просто смысла нет уже дальше и откладывать это…», — говорит Электрик. — Грищенко: «Вы что там, подурели совсем, Ваня, ты? Вы что?!» — Электрик: «Это потому что… Что я наделал…».

Начальник криминальной полиции добавил, что оперативникам пришлось даже принять некие меры, чтобы он действительно не наложил на себя руки.

Коваль охарактеризовал некоторых фигурантов.

Инна Грищенко, по его словам, активно помогала военным подразделениям, и за эти несколько лет купила себе несколько квартир и несколько автомобилей. Он сказал, что есть аудиозаписи, как «Пума» довольно цинично рассказывает о том, как ей удалось их приобрести.

Владислав Грищенко — шесть раз был судим за вымогательство, мошенничество, грабежи. Служил в АТО от «Правого сектора», проявил себя героически. В 2016 году в Днепропетровске ему якобы заказали убийство, и он сдал в полицию заказчика, сейчас представляет это как оправдывающий его факт. То дело сейчас рассматривается в суде. Однако полицией установлено, что и до настоящего момента семья Грищенко реализует план по присвоению агрофирмы и активов того самого «заказчика», причем не только в свою пользу, но и пользу… заказчика убийства гражданина Ч. в Косове. Он же же оплачивает супругам Грищенко адвокатов. По словам Коваля, ему в свою очередь тоже будет выставлено подозрение.

Кроме того, сам Грищенко в разговорах признавался, что он после опыта в АТО «за 15 минут может сделать любую бомбу» — аудиозапись была озвучена на брифинге.

Юлия Кузьменко — детский хирург. Во время АТО она оказывала помощь военнослужащим. За последние годы приобрела дом и несколько машин.

В личных разговорах с близкими друзьями часто высказывала радикальные взгляды, обсуждала действия, направленные на свержение конституционного строя, дестабилизации ситуации в Украине. Для этого она предлагала выбрать сакральную жертву из числа известных людей, лучше всего — женщину, а еще лучше — с детьми. По ее мнению, убийство такого человека могло бы всколыхнуть общество. Судя по словам ее и знакомых, они считали, что такие меры могут неким образом помочь Украине.

С подругой Кузьменко даже обсуждала на эту роль их общую знакомую, известную активистку, как вариант — предлагала выкрасть ее детей. Кроме того, в других разговорах она обсуждала, что неплохо было бы ударить по Киеву «ГРАДами», чтобы «привести его в норму».

Был проведен комплексный анализ личностей фигурантов, их внешности, походки. В итоге следствие пришло к выводу, что взрывчатку под машину, где погиб Шеремет, заложили Юлия Кузьменко и Андрей Антоненко, фигурировавший в подрыве ЛЭП. К анализу походки был привлечен одного из лучших специалистов в этой сфере из Великобритании, он и пришел к такому заключению. Антоненко, кроме лица, дополнительно выдала хромающая походка после недавно перенесенной операции на ноге и принт на спине.

Эти выводы основываются также на анализе мобильных соединений всех фигурантов. Оказалось, что в ночь убийства Антоненко выключил телефон перед полуночью и включил после семи утра, хотя раньше никогда так не делал. А Кузьменко с семи вечера до девяти утра вообще не пользовалась телефоном, он лежал на одном месте. Такое поведение для нее исключительно и не было зафиксировано больше ни в один из дней. То утро было рабочим, и обычно по утрам Кузьменко была очень активна, делала звонки, но не в тот день.

Еще одним фактом, который подкрепил эти выводы, было то, что Антоненко живет рядом с местом преступления. Маршрут тех мужчины и женщины был проанализирован, и оказалось, что они внезапно появляются из одного квадрата, а затем в нем пропадают. Оперативники искали, откуда они могли прийти и куда уйти, но ничего не нашли. Информацию брали отовсюду: камеры на зданиях, на банкоматах, были установлены все проезжавшие мимо машины в то время, выяснены и проверены мотивы их пребывания там. Но насчет этих двоих ничего узнать дополнительно не удалось. При этом как раз в середине этого квадрата находится дом, в котором проживает Антоненко.

Таким образом, проанализировав всю информацию, следствие пришло к выводу, что члены этой группы причастны к убийству Павла Шеремета, а совершено преступление было ради дестабилизации обстановки в стране. Шеремет был известным в Украине и других странах журналистом и вполне подходил на роль «сакральной жертвы».

Насчет заказчиков убийства на брифинге никакой информации не прозвучало. Главы полиции несколько раз подчеркнули, что озвучили лишь ту информацию, которую разрешило следствие, и это лишь малая доля известного правоохранителям. Кроме того, в рамках большой версии о дестабилизации у следствия есть несколько подверсий об обстоятельствах, мотивах и заказчиках. Расследование продолжается, будут объявлены и новые подозреваемые.

Глава Национальной полиции Игорь Клименко отметил, что в ходе всего следствия было явное «системное сопротивление».

«У нас есть понимание, кто это делал, не исключаю, что они в будущем будут фигурантами расследования», — сказал Клименко. Он добавил, что вся информация собиралась по крупицам, и поблагодарил журналистов за предоставленные материалы их расследований.

Взял слово и Владимир Зеленский. Он высказал надежду, что расследование теперь не затянется.

«Вероятные убийцы сегодня были задержаны. Очень много ответов мы сегодня получили. Но есть еще один вопрос — кто заказчик. И я уверен что ответ найдется в следующий раз, и третья встреча будет последней. Не хочется, чтобы все это было как сериал», — сказал президент Украины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!