Замоскворецкий районный суд Москвы арестовал режиссерку Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук до 4 июля. Они стали фигурантками уголовного дела по статье об оправдании терроризма из-за спектакля «Финист Ясный Сокол» — о женщинах из России, которые решили выйти замуж за исламистов и уехать в Сирию, — пишет «Медиазона».
Появились данные о том, что в пьесе найдены признаки идеологии «исламизма и джихадизма», а также «радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России».
Спектакль был поставлен в 2020 году. А в прошлом году он победил в двух номинациях на премии «Золотая маска» — за работу драматурга и за лучшие костюмы. Художница по костюмам Ксения Сорокина передала свою награду петербургской художнице Саше Скочиленко, которая с апреля 2022 года находится в СИЗО по делу о «фейках» про армию.
На допрос вызвали и директора театра «Дочери СОСО», где играют пьесу, Александра Андриевича. Он находится в статусе свидетеля.
Адвокаты рассказали, что дело возбудили еще 10 апреля, а экспертизу по делу об оправдании терроризма из-за пьесы «Финист Ясный Сокол» проводил Роман Силантьев, который называет себя создателем «деструктологии».
Он описывает эту дисциплину как новую прикладную науку, которая «комплексно рассматривает экстремистские и террористические организации, психокульты и нерелигиозные секты; тоталитарные секты и сферу магических услуг; суицидальные игры и увлечения, смертельно опасные молодежные субкультуры и медицинское диссидентство».
Как минимум 5000 человек подписали открытое письмо в поддержку режиссерки Евгении Беркович и сценаристки Светланы Петрийчук, обвиняемых по делу об оправдании терроризма. Письмо опубликовала «Новая газета».
«Мы — против того, чтобы режиссёров, драматургов, артистов, кого бы то ни было — в ХХI веке арестовывали за спектакль.
Мы против обвинительной лжи: в работе режиссёра Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук нет ни тени оправдания терроризма; пьеса и спектакль «Финист — ясный сокол» несут абсолютно внятный антитеррористический призыв.
Мы — против того, чтобы сажали за анти-СВО стихи. Стихи Беркович стали за минувший год широко известны. Против преследования граждан по сфабрикованному обвинению. Против идеологического заказа.
Против уничтожения театра и культурной среды. Против того, чтобы из театрального цеха, как в толпе на митинге, выхватывали одиночек — тех, кто не хочет уезжать из своей страны.
Она не хотела уезжать — из страны, города, отказываться от языка, на котором она пишет, мыслит и ставит. И не уехала. При этом надеялась сохранить право голоса: трезвой и сострадательной оценки происходящего в России, в Украине, в мире.
Дома в Москве ее ждут дети. Дома в Петербурге мать и бабушка, известная питерская писательница Нина Катерли.
Государству стыдно терроризировать женщин!
Мы — против террора и его оправдания, в том числе из ложно понятой государственной целесообразности.
Преследуйте убийц, а не поэтов!».