В спецвыпуске «Сопоставление заработных плат» они провели сравнение доходов работников в 17 странах, включая государства СНГ, а также, Бразилии, Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии, Китая, Чехии и Хорватии. Сопоставлялась реальная зарплата, то есть номинальная начисленная средняя зарплата, скорректированная на индекс инфляции.
Согласно данным НИУ ВШЭ в 2017 году реальная зарплата в Беларуси по номинальному курсу составил 421,9 доллара и оказалась ниже, чем в России (670,9 доллара) и Казахстане (459,1 доллара), не говоря уже о Польше (1147,6 доллара) или Чехии (1262,1 доллара).
Сравнение по паритету покупательной способности, по мнению авторов исследования, более объективно, так как «частное потребление внутри стран во многом формируется именно в неторгуемом секторе, который включает в себя, в том числе, все коммунальные, образовательные, медицинские, социальные и бытовые услуги, а также розничный оборот товарами, произведенными внутри страны». Поэтому ученые считают, что «использование номинальных валютных курсов неприемлемо при межстрановом сопоставлении динамики заработных плат, особенно когда речь идет о зарплате как индикаторе уровня жизни». И тут белорусов может ждет сюрприз, в который они не захотят поверить.
Оказывается, что в 2017 году реальная зарплата по ППС в Беларуси составила 1602,6 доллара и оказалась выше, чем во всех других странах СНГ. Паритет покупательной способности упрощенно показывает, сколько благ человек может приобрести. Для сравнения эксперты использовали обменные курсы по ППС, рассчитываемые Всемирным банком. Откуда же могут взяться эти 1600 долларов? На показатель паритета покупательной способности в нашей стране решающее влияние, судя по всему, оказывают не товары, а услуги: в первую очередь коммуналка, стоимость проезда и т.д.
В России зарплата по ППС составила 1550 долларов, а в Азербайджане – 1364,1 доллара. Мы обогнали даже Болгарию (1406), хотя и отстали от Польши (2310,4 доллара). Кстати, оказалось, что по ППС в Польше пока самые высокие зрплаты, что, впрочем, не удивительно, если вспомнить цены в супермаркетах.
Китайские работники, хотя и имеют более высокие номинальные зарплаты, при сравнении ППС оказываются более дешевыми в сравнении и с белорусами, и с россиянами. К сожалению, данных по Китаю за 2017 год нет, но сравнить можно показатели 2016 года.
Интересно посмотреть и на динамику зарплат по ППС. В Беларуси достигли пика в 2014 году, упали в 2016-м и затем довольно резко выросли в прошлом году, когда Лукашенко поручил довести среднюю по стране до 1000 рублей, а инфляция при этом замедлялась. Учитывая, что сравнивалась реальная зарплата, то на темпы ее роста оказывало и замедление инфляции, и укрепление рубля. Самыми низкими зарплаты по ППС в нашей стране ожидаемо были в 20111 году.
Россияне при этом заметно победнели в 2015 году. Реальная зарплата упала с 846,7 до 558,4 доллара из-за девальвации российского рубля. Однако по паритету покупательной способности заработки почти не изменились: 1439,7 доллара в 2014-м и 1426,2 доллара в 2015-м. Это объясняется тем, что цены, номинированные в рублях на многие товары росли не так быстро, как обменный курс национальной валюты.
Выходит, что, получая знаменитые «по-пиццот», белорусы оказывают богаче россиян, хотя и заметно беднее поляков.