Украинские власти различают режим Александра Лукашенко и беларусский народ. Они изменили отношение к демсилам, что ведет к усилению взаимодействия с беларусскими структурами. Об этом в эфире с Марком Фейгиным и Алексеем Арестовичем заявила Светлана Тихановская.
Она констатировала изменения в украинской политике в отношении Беларуси, которые произошли в последнее время. Теперь контакты между ОПК и украинскими официальными структурами стали регулярными.
«Очень осторожно к нам относились, и мы все это понимаем, потому что нам очень долго пришлось рассказывать, что происходит в Беларуси, почему беларусы не восстали, и, возможно, были какие-то желания договориться с Лукашенко. Как говорится, не чапай лихо, пока тихо.
Но в последние несколько месяцев, я бы сказала, что отношения заметно улучшились, улучшаются, потому что каждые две недели представители Кабинета ездят в Киев на встречи на разных уровнях. У нас есть работа и с МИДом, и с администрацией Зеленского и с Верховной Радой. В Верховной Раде есть группа «За демократическую Беларусь», которая активно старается помогать беларусам и на международной арене, и в Украине, если какие-то вопросы возникают. Также мы готовим несколько совместных конференций», — сказала она.
По словам Тихановской, в Киеве теперь видят разницу между режимом Александра Лукашенко и беларусским народом. На это указывают и последние заявления президента Украины Владимира Зеленского, действия дипломатической службы.
«Главное, что сейчас в Киеве различают режим Лукашенко и беларусский народ. Сам президент Зеленский сделал в последнее время несколько заявлений в поддержку беларусов. Беларусы это видят, беларусы это ценят, беларусам это придает энергии тоже. Также, если вы помните, Украина отозвала своего посла, наконец-то, из Минска. Это тоже очень важный сигнал, потому что достаточно долго посол находился в Беларуси.
Как я уже сказала, в начале войны Украина имела какую-то надежду договориться с Лукашенко, не злить, не эскалировать, мол, это поможет его удержать. Сейчас действия более решительные. Я думаю, что пришло понимание, что Путин и Лукашенко — это одно целое, и бороться с ними надо одновременно, потому что Лукашенко будет служить Путину столько, сколько надо. Потому что он понимает сейчас, что союзников больше нет, и только, благодаря Путину, он может сохранить свою власть, самое важное для него. Но Лукашенко не представляет беларусов. Беларусы поддерживают Украину, беларусы, как могут, сейчас борются за суверенитет, независимость и демократические изменения», — добавила Тихановская.
Она подчеркнула, что взаимодействие беларусских демократических сил с украинской стороной не ограничивается политической составляющей.
«Есть много направлений, на самом деле, не только на политическом уровне, как мы можем сотрудничать с Украиной. Мы можем вместе работать на международной арене с разными структурами, чтобы демократический мир был более решительным в поддержке Украины и давлении на диктаторов, потому что это выгодно нашим обеим странам. В информационном пространстве мы можем координировать наши усилия по борьбе с пропагандой, потому что у нас очень неравные силы. У нас все независимые СМИ были изгнаны из страны, ликвидированы. Сейчас мы работаем из-за рубежа. Это очень сложно. И такая огромная там многомиллионная пропагандистская машина», — сказала она.
По ее словам, беларусские СМИ в стране объявлены экстремистскими, но жители Беларуси могут смотреть украинские медиа, поэтому очень важно, что в их эфиры приглашаются беларусские представители.
«Конечно, нам нужно строить горизонтальные связи между нашими обществами, потому что мы боремся с одним врагом, и бороться нужно вместе. Сейчас не время обвинять друг друга в чем-то, меряться, кому больнее сейчас, просто нужно понимать, что, как нации, мы должны сохранить наши взаимоотношения и освободиться от этого российского, русского мира, русского ярма вместе», — констатировала Тихановская.
Алексей Арестович, подчеркнув, что он сейчас не представляет украинские власти, признал, что в начале украинская сторона действительно руководствовалась соображениями не разозлить Лукашенко, чтобы избежать втягивания беларусской армии в войну. Сейчас ситуация изменилась, особенно с момента появления ЧВК «Вагнер» на территории Беларуси.
«Сейчас можно сказать, что уже подведена красная черта. Путин, Лукашенко совместно атакую Запад, в гибридном формате, но тем не менее, это не может означать сохранение прежних отношений с режимом Лукашенко, формальных, неформальных. Формальных не было, неформальные, понятно, какие-то договоренности существовали. А это в свою очередь означает, мягко говоря, большую открытость к законно избранному президенту (Светлане Тихановской — прим. reform.by), его правительству, силам и беларусскому народу, которые его представляют. Поэтому мне кажется, что эти контакты будут усиливаться, будет более широкая координация, взаимная поддержка, взаимная работа и все эти темы, о которых говорила Светлана Георгиевна. Мы просто обречены на это. Фаза, которая заставляла нас осторожничать, украинскую сторону, закончена. Вопрос идет о втягивании НАТО в войну, какое уже осторожничание. Тут надо действовать решительно и проактивно. Поэтому я очень сильно надеюсь, что контакты будут интенсифицироваться, становиться эффективнее и пойдут на пользу обеим сторонам и общему делу», — высказал мнение Алексей Арестович.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: