Суд: польские пограничники незаконно отказывали во въезде беженцам из Чечни

Высший административный суд Польши подтвердил нарушение права о предоставлении убежища на переходе в Тересполе.

Польские пограничники отказывали во въезде беженцам из Чечни и Таджикистана, пишет еженедельник «Polityka»

В очередной раз оказалось, что польская пограничная служба на переходе в Тересполе действовала незаконно, запрещая беженцам из Чечни и Таджикистана въезжать на территорию Польши и обращаться с просьбой о предоставлении убежища. Суд также отменил решения пограничной охраны об отказе во въезде беженцам.

Ситуация на переходе в Тересполе остается в центре внимания с 2015 года. В прошлом году она обострилась. Беженцев, которые пытались въехать в Польшу, отсылали в Беларусь, где они жили на железнодорожном вокзале Бреста и пробовали попасть в Польшу снова и снова лишь за тем, чтобы их вновь и вновь высылали в нашу страну. Некоторые предприняли более 60 попыток, пишет еженедельник.

Другие отчаивались и пытались пересечь границу нелегально. Неизвестно, скольким это удалось, но задержанных высылали в Беларусь, а оттуда – в Россию или страну происхождения, где их ожидали тюрьма, пытки и преследования – именно то, от чего они бежали в Польшу. У остальных, когда у них кончались деньги и истекал срок легального пребывания в Беларуси, оставался один выход: оставаться там нелегально. В Минске практически нет смысла обращаться с просьбой о предоставлении убежища. Международное право там не действует, зато сотрудничество с Россией отлично налажено.

Ситуацию на переходе исследовали неправительственные организации: «Международная Амнистия», «Ассоциация правового вмешательства», «Хельсинский фонд прав человека», а также беларусская Human Constanta. Они совместно обращались в пограничную службу и к Советнику по гражданским правам, сообщая о фактах нарушения процедур.

Ранее нарушения допущенные погранслужбой были зафиксированы Европейским трибуналом прав человека, который заявил, что беженцы из Чечни (решение касалось шести дел) не могут быть высланы в Беларусь до того времени, пока их жалобы, направленные в Трибунал, не будут рассмотрены, а их обращения о предоставлении защиты должны быть рассмотрены соответствующими органами в Польше.

Пограничная служба настаивала на том, что беженцы должны иметь въездные польские визы, что является нарушением закона, т. к. для обращения о международной охране визы не нужны.

Год назад в дело вступили «Адвокаты на границе» – проект Окружного совета адвокатов Варшавы. Несмотря на сопротивление пограничников, они появились на границе в качестве представителей беженцев. Решение Высшего административного суда – их успех.

Согласно решению Высшего административного суда, Пограничная служба применяла к беженцам Шенгенский кодекс, а не законодательные нормы, касающиеся беженцев, а также допускала другие нарушения, чем нарушала Женевскую конвенцию 1951 года.

«Понимаю, что задачей польской пограничной службы является охрана восточной границы, которая является и внешней границей Европейского союза. Она также обязана следить, чтобы среди беженцев не оказались бойцы ИГИЛ или люди, связанные с террористами. Для этого ЕС оснащает ее необходимым оборудованием и инструментарием. Так пусть же делает это тщательно, профессионально и с соблюдением права», – пишет в заключении автор статьи Ягенка Вильчак (Jagienka Wilczak ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!