«Эй, слушай, зачем торгуешься? – коренной тбилисец Надари скидывает еще 10 лари и везет меня из аэропорта в центр города. Раньше, еще при Саакашвили, Надари попал в переделку – нахамил кому-то из копов и был вынужден скрываться «у родственников в горах». Говорит, боялся, что пристрелят. Сегодня Надари больше не боится полицейских – «спасибо реформе!» — и таксует, чтобы собрать денег и переехать подальше от пыли к кахетинским виноградникам.
Таксист Надари и мой следующий собеседник, автор реформы об электронном декларировании политических партий Грузии Зураб Азнаурашвили, сходятся в одном: все самые крупные реформы в Грузии начал своей смелой рукой Михаил Саакашвили: «властный, щедрый и непредсказуемый правитель». Нынешняя власть слабее и мягче, а новый президент — Георгий Маргвелашвили — больше почти ничего не решает, спутан, как паутиной, парламентом и независимыми организациями. Зато само дело реформ не забыто: ведь созданную при Саакашвили эффективную государственную систему даже при смене власти оказалось невозможно развернуть в дореформенное состояние.
«Реформ провели за последние пять лет слишком много и слишком быстро. Они коснулись всех сфер: от сельского хозяйства до здравоохранения. Но чтобы их увидел простой человек, надо подождать лет 10-15».
Проблема: бюрократия и коррупция при получении разных документов
Решение: Дома Юстиции
Помните, как вы последний раз получали у государства какую-нибудь справку? Оформляли документы? На ум приходит пресловутая система «одного окна», когда до этого «одного окна» надо карабкаться сквозь запутанный бюрократический лабиринт. Так было и в Грузии. Наши проводники рассказывают, что раньше сделать паспорт в Тбилиси стоило 35 лари ($14). Но по факту все знали, что придется отдать не меньше $100 — на взятки операторам, канцелярии и чуть ли не каждому, кто встретиться на пути. Иногда сумма могла доходить до $300 – «говорили, что в стране дефицит корочек».
Выходом стала уникальная грузинская разработка — Дома Юстиции. Они есть во всех крупных городах — пока открыто 12 и планируется еще 5. Одно такое огромное, инопланетного вида здание в кольце металлических грибов стоит в самом центре Тбилиси. Тут под одной крышей на площади в 32 тыс. квадратных метров собрано более 300 сервисов и организаций, предоставляющих разные госуслуги: национальный банк Грузии, Министерство энергетики и Гражданский реестр, национальный архив, нотариальные конторы и многое другое. В Доме Юстиции вы можете получить паспорт, сделать фото, ID, вид на жительство, любую справку, зарегистрировать предприятие или недвижимость и кучу еще чего.
Помещение разделено на несколько секторов: самообслуживание (например, фотобудка для фото на документы), быстрое обслуживание (где документы выдают) и длительное обслуживание (где их можно подать и оформить). Подача документов занимает в среднем 5-7 минут, забрать готовое — до 3 минут. И да, тут правда нет очередей. Максимальное время ожидания — 5 минут. Система работает быстро и слаженно во-первых благодаря логистике, во-вторых — из-за единой электронной базы. Ничего не надо готовить заранее и собирать — все есть в одном месте.
Проблема: недостаток комфорта в государственных учреждений
Решения: Just Drive и прочая клиентоориентированная крутотень
Белорусские госучреждения в большинстве своем выдержаны в строгом унылом стиле, где кресла, конечно, не разваливаются, но находиться долго не хочется. Госучреждения в Грузии поражают своей максимальной клиентоориентированностью и удобством. Например, в том же Доме Юстиции введена система Just Drive. Это как МакДрайв, только для готовых документов. Если вам надо забрать, скажем, паспорт, вы просто подъезжаете к окошку на своем автомобиле, прикладываете личную карту и в течение трех минут из пневматической трубки вам на руки прилетает готовый хрустящий документ.
Еще одна удобная и приятная мелочь — Just кафе. Там вы можете, попивая кофе, заказать себе в меню вместе с ризотто свидетельство о регистрации. И побеседовать с консультантом под успокаивающую музыку, развалившись на мягких подушках.
Проблема: беспредел полицейских и страшная коррупция
Решение: реформа полиции
В Министерстве внутренних дел Грузии нам рассказывают, что раньше людей могли просто остановить на дороге между Тбилиси и Кутаиси и потребовать денег за проезд. Взятки за права, взятки за номера, за то, что у тебя вообще есть машина и та ней ездишь и дышишь горным воздухом Грузии. Объясняют зверства «гаишников» их зарплатой — дорожный инспектор мог получать в месяц меньше 100 долларов.
Реформа полиции началась еще в бытность Саакашвили. Смысл ее, если говорить упрощенно, был в том, чтобы обеспечить копов нормальной зарплатой и взять в команду адекватных образованных людей. Ставку сделали на молодежь с высоким IQ и жесткий отбор: из 2500 претендентов было отобрано всего 650 участников, лучшие из которых прошли специальное обучение в Академии МВД. 16 тыс человек «старой школы» просто уволили, и пока реформа вводилась, несколько месяцев страна существовала без ГАИ вообще. Стараниями Саакашвили полицейский патруль действительно перестал брать взятки, но, получив неограниченную власть и высокий статус, некоторые стали злоупотреблять положением — применять силу и хамить на дороге.
Новое правительство адаптировало реформу Саакашвили и установило контроль над полицейским патрулем. Теперь ни один полицейский не может заговорить с человеком на дороге, если у него не включена камера на лацкане униформы. Местоположение всех патрульных видно на радарах, плюс отдельные камеры установлены в полицейских машинах, которые, к слову, оборудованы по самому последнему образцу.
Система тут строгая: если будешь дерзить и своевольничать, не просто потеряешь работу, а не сможешь больше устроиться в этой сфере. Учитывая взлетевшие под облака заработки, мотивация более чем рабочая. Доверие к полиции, по статистике МВД, увеличилось с 5% в начале реформы до 90% на сегодняшний день.
Проблема: безотчетность и произвол
Решение: электронное декларирование политических партий
В отличие от болотистой и ленивой политической жизни Беларуси, в Грузии все происходит с большим размахом. Там зарегистрировано 240 партий. Из которых около 180 — активны. «Этим летом зарегистрировались еще пять, — говорит автор программы Зураб Азнаурашвили. — За лето они уже успели потратить несколько миллионов».
По закону, все партии должны отчитываться о своей финансовой деятельности перед государством. Но именно в этом году все данные стали доступны для всех желающих. Каждая партия, в том числе правительственная «Грузинская мечта», обязана каждый год предоставлять в электронном виде отчет: сколько денег и от кого было получено и сколько и на что конкретно потрачено — на зарплаты, на телевидение, на еще что-то.
Еще одна важная часть реформы «Прозрачность политических партий» — тайный политик. Действует по принципу «тайного покупателя» в ритейле. Засланные сотрудники ездят на политические встречи и выступления разных политиков и если политик обещает жителям, скажем, увеличить зарплату в 6 раз и прочих единорогов на облаке, партию штрафуют. Сумма штрафа зависит от «заоблочности» обещания.
Проблема: отток людей из регионов
Решение: особые условия для бизнеса
Небольшая, но приятная фишка: если вы хотите заниматься специализированным производством, например, делать авторские сумки, государство дает вам недвижимость под проект стоимостью в 1 лари — $0,4 за все здание. Условие такое: вложить в инфраструктуру и развитие проекта инвестиций на сумму в четыре раза большую, чем рыночная стоимость здания.
Проблема: закрытость министерств от населения
Решение: акции и пиар-кампании министерств
Каждое госучреждение в Грузии похоже на коммерческую компанию. Эдакая государственная Coca-cola. У них есть свое качественное брендирование, свои архитекторы и свой стиль, свои платные сервисы и свой «пакет акций и скидок». Например, в праздник можно сделать бесплатное фото, оформить документ с 50% скидкой, а на восьмое марта полицейские раздают женщинам-водителям цветы. Об этих акциях, как о новой упаковке какого-нибудь известного шоколада, жители Грузии узнают по телевизору или через интернет — рекламные ролики и банеры министерств крутятся в эфире. И больше похожа не на «божьи коровки не курят в кроватке..», а на рекламу хороших тачек.
Про остальные реформы подробнее читайте на «Реформации» в конце недели.
Проблема: безумный трафик в Грузии
Решение: плавная реформа
Реформа, которая для Беларуси не актуальная, но для Грузии крайне показательная. Настоящая язва Тбилиси — это дороги и таксисты. По средним оценкам в столице Грузии таксует около 300 тыс. людей со всей страны, при том, что население Тбилиси чуть переваливает за миллион. К таксистам добавьте личные автомобили местных и приезжих — в среднем три-четыре машины на семью. Все они гоняют, подрезают и едут в четыре ряда по трехполоске.
Причин автобума несколько. Во-первых, в Грузии нет понятия «техосмотр», а машины стоят очень дешево — за $1,5 тыс. можно купить японский почти новый праворульный автомобиль. Во-вторых, если ты не имеешь большой машины, ты, простите, лох. В-третьих, водители стекаются в Тбилиси в поисках легких денег, что усугубляется отсутствием лицензии и налогов на извоз — знай шашечки вешай — и вперед. И последнее: права у водителей обычно не отбирают, а ограничиваются штрафом. И если ты человек состоятельный и готов платить, то можешь гонять без тормозов.
Выход нашли в стобалльных карточках: с 2017 года в начале января каждый водитель должен будет зарегистрироваться и получить 100 баллов. За каждое нарушение и каждый штраф, в зависимости от серьезности, баллы будут отнимать. И так вплоть до лишения прав. Несмотря на мягкость реформы, ее инициаторы в МВД ожидают массовых протестов и демонстраций.
А пока что в реформированной Грузии в час пик проехать расстояние, как от Каменной горки до Площади Победы, займет около часа вашего времени. Зато таксисты разговорчивые.
Отдельную благодарность в подготовке материала «Реформация» выражает белорусскому Пресс-клубу, Юлии Слуцкой и Татьяне Недбай в частности.