Союзнический топот и муравейник под названием ОДКБ

В Организации договора о коллективной безопасности заявляют, что Россия не обращалась за помощью после атаки Украиной Курской области. Тем временем некоторые союзники Москвы по ОДКБ с разной степенью усердия изображают бурную деятельность для того, чтобы, не дай Бог, у них не потребовали выполнения взятых на себя обязательств.

Спустя десять дней после захода Вооруженных сил Украины в Курскую область РФ ОДКБ разродилась заявлением, смысл которого сводится к следующему: мы внимательно следим за ситуацией, считаем происходящее «новым этапом эскалации» и «в случае необходимости» готовы «в установленные сроки реализовать все предусмотренные процедуры». Но реализовывать нечего, поскольку Россия за помощью к ОДКБ пока не обращалась.

Интерес тут представляют два аспекта. Почему Россия не обратилась за помощью к структуре, созданной под ее же патронажем для защиты от внешней агрессии? И что может произойти, если Москва все же обратится к партнерам по ОДКБ с просьбой вмешаться?

Признать слабость

Основания обратиться за помощью к ОДКБ у Кремля были и раньше, задолго до событий в Курской области. Ведь включив ранее оккупированные украинские территории в состав РФ, Москва создала условия, при которой война с российской точки зрения давным-давно велась на российской территории. Но вмешательство партнеров по организации Кремлю до сих пор не требовалось. Судя по заявлению ОДКБ, не просит об этом Россия и сегодня, после того, как ВСУ захватили несколько десятков населенных пунктов канонической российской территории в Курской области.

Ответ на вопрос «почему Россия не просит помощи?» лежит на поверхности. Обратившись за ней, российские власти волей-неволей признают то, что не могут самостоятельно справиться с Украиной. Что, естественно, продемонстрирует слабость Москвы и подрывает ее репутацию не только в глазах союзников по ОДКБ, но и прочих государств. В том числе — сочувствующих России. «Вторая армия мира» и так уже два с половиной года буксует в Украине, а подобный призыв будет означать, что Россия не в силах не только победить, но даже защитить без посторонней помощи собственную территорию.

ОДКБ создавалась как структура, в которой РФ – признанный лидер, в то время как остальным отводилась роль «защищаемых». Попроси Москва помощи — эта конструкция рушится, превращая Россию в рядового члена организации, который ничем не лучше остальных. Такой поворот Кремлю, конечно же, не по нраву.

Если завтра война

Но дело не только в этом. Обращение за помощью к ОДКБ чревато для России и другими, гораздо более серьезными рисками. Есть ли у Кремля стопроцентная уверенность в том, что союзники откликнутся на призыв и вступят в войну с Украиной? Или же, напротив, постараются любыми доступными способами «отпетлять» от выполнения союзнических обязательств, найдя для этого тысячу причин?

Даже ближайший союзник Кремля, официальный Минск, неустанно заявляет, что не собирается воевать с Украиной. Что уже говорить об Армении, которая демонстративно игнорирует ОДКБ после войны с Азербайджаном? О Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, для которых затеянная Москвой война никакой ценности не представляет? Какой им резон ввязываться в боевые действия, портить отношения с США, Европой и их партнерами?

В Кремле, судя по всему, масштаб проблем осознают давно. Устами Александра Лукашенко Москва уже пробовала уговорить партнеров по ОДКБ «занять позицию» в конфликте Украины и России и повысить сплоченность. Но к желаемым результатам эти уговоры, похоже, не привели.

Так что есть риск, что руководство партнеров по ОДКБ российский призыв о помощи проигнорирует, сославшись, например, на собственные проблемы. На конфликт с Азербайджаном, на Исламское государство, на борьбу с наркотрафиком, на реальные и вымышленные сепаратистские или фундаменталистские движения, которые вдруг резко активизируют свою деятельность на их территории. Найти обстоятельства, из-за которых невозможно выполнить союзнический долг, при желании совсем не трудно.

Такое развитие событий нанесет репутации Москвы еще больший урон, чем обращение к ОДКБ за помощью. Получится, что созданная Кремлем организация по безопасности, в которую он инвестировал многие годы, существует лишь формально. Сателлиты использовали ее для решения собственных проблем, как Казахстан в январе 2022 года для подавления протестов. А в час Х для России союзники просто расползутся по норам. Это станет тяжелым ударом по амбициям Кремля, которому важно позиционировать себя как лидера на постсоветском пространстве.

Здесь показательно и до неприличия затянувшееся молчание, которое ОДКБ хранила целых десять дней после захода ВСУ в Курскую область. Никак не реагировать на происходящее дальше — тоже несло бы урон репутации как самой организации, так и Москвы. Вот и выпустили заявление о том, что ОДКБ бдит, но ее помощь России не требуется.

Топот разной степени интенсивности

Пока некоторые союзники России по ОДКБ предпочитают просто хранить молчание в надежде, что о них не вспомнят, другие с той или иной степенью активности изображают бурную деятельность. Заместитель премьер-министра, министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин заявил, что его страна «не будет слепо следовать санкциям», если они затрагивают казахстанских производителей. Тут можно разглядеть недвусмысленный месседж в адрес Москвы – не втягивайте нас в войну. Не рубите сук, на котором сидите — мы продолжим поставлять вам подсанкционную продукцию, так пользы вам от нас будет гораздо больше.

На Беларусь же вдруг полетели дроны из Украины. Лукашенко распорядился снова подвести войска к беларусско-украинской границе, которые незадолго до этого были отведены в места постоянной дислокации из-за отсутствия угроз со стороны Киева. Снова в ход пошли «красные линии» и «красная кнопка». Беларусские генералы рапортуют Лукашенко о «высокой вероятности провокаций со стороны Украины».

Угроза подается как нешуточная, но что на деле? Заявив о нарушении границ украинскими БПЛА, уже на следующий день Лукашенко спокойно едет в Оршанский район знакомиться с ходом уборочной кампании, мехдвором и перспективами работы хозяйства «Юбилейный». Обсуждает надои и переработку рапса. Сегодня же, прямо перед совещанием по вопросам военной безопасности, принимает главу Совета Республики Наталью Кочанову. В центре внимания — технопарк на территории минского «Мотовело» и развитие производства высокотехнологичного оборудования на «Горизонте».

То есть занимается решением текущих мирных вопросов, которые в случае реальной угрозы наверняка были бы отодвинуты на второй план. Это свидетельствует о том, что никакой реальной опасности со стороны Украины режим не видит.

Зато Лукашенко изо всех сил старается показать Владимиру Путину, как он помогает, сбивая летящие на РФ беспилотники и сдерживая ВСУ у своих границ. То ли игра на опережение, то ли после атаки на Курскую область Кремль действительно предъявил Минску некие претензии, и Лукашенко вынужден оправдываться. Активация союзнического топота призвана сымитировать неуклонную поддержку России. Но цель всей этой активности абсолютно ясна — необходимо продемонстрировать важность предпринимаемых им действий для того, чтобы, не дай Бог, Москва не потребовала большего.

Такие у России союзники. Нагреть руки на идущей войне каждый из них не против, а вот влезать в полноценные боевые действия никто не торопится. Одерживать победы на риторическом фронте, придерживаясь канвы кремлевских методичек, куда проще и безопаснее. В Кремле это понимают, вот и не просят о помощи. Никому не охота ворошить муравейник под названием ОДКБ, поскольку в случае реальной опасности его обитатели могут со всех ног броситься врассыпную.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!