Представьте себе картину: сидите вы вечером дома в Беларуси году этак в 2023-м. В Минске, в областном или в районом центре – не важно. И тут звонит телефон. Вы снимаете трубку, и собеседник на том конце провода интересуется — а доверяете ли вы негосударственным медиа? В памяти у вас быстренько всплывает образ коллеги, ждущего суда за подписки на экстремистские ресурсы. Дальнего родственника, отбывающего срок по политической статье. Но вы решаете пойти на принцип и сообщаете неизвестному собеседнику, представившемуся какой-то там социологической службой — «да, я им безоговорочно доверяю».
Велика вероятность, что вскоре после такого принципиального поступка к вам, снеся дверь с петель, ворвутся совсем иные персонажи. В шлемах и с оружием. И ваша принципиальность будет вам стоить в лучшем случае штрафа. А в худшем – повлечет за собой значительно более печальные последствия.
Это все к тому, что к данным соцопросов, проводимых в теперешней Беларуси, надо относиться с большой оглядкой. То-то в них в последнее время катастрофически выросло количество респондентов, затрудняющихся ответить на большинство вопросов. Неспроста это. И не о снижении умственных способностей тут речь. Просто так безопаснее.
Соцопросы в концлагере — штука вообще ненадежная. Особенно если там есть вопрос: «Доверяете ли вы коменданту лагеря и его помощникам?».
С социсследованиями, проводимыми по заказу государства, ситуация и того сложнее. Ответственным за них ведь важно попасть в ожидания начальства. Чтобы оно не расстроилось полученными результатами и не надавало по шапке своим социологам.
Но есть и третий вариант — вообще никого ни о чем не спрашивать. Тогда проще всего получить искомые цифири. Потому что если опрос и впрямь проводился, тот, кто озвучивает полученные данные и обладает при этом хорошими манерами, обычно ссылается на источник. Мол, исследование проведено такой-то организацией, тогда-то, по такой-то методике, с такой вот выборкой. Иначе напрашиваются сомнения в достоверности данных.
Вот министр информации Марат Марков сообщил студентам БГУИР, что в 2023 году доверие к государственным СМИ составило целых 55 процентов. А доверие к негосударственным медиа рухнуло с 12,5 процентов до статистической погрешности в 3–4 процента. И никаких отсылок к источникам. Из чего можно сделать вывод, что источников-то и нет. Просто так министру захотелось. Надои у госСМИ растут, конкуренты из негосударственных повержены.
Вот задачка: доверяли беларусы порталу TUT.by? Доверяли. А теперь доверяют? Теперь нет, поскольку нет такого портала, режим его уничтожил. Упал ли уровень доверия к TUT.by? Упал до нуля. Бинго, ответ верный, вы проходите в следующий раунд.
И не важно, что даже в наших специфических беларусских условиях независимые соцопросы дают несколько иные результаты. В том же 2023 году, о котором рассуждал министр Марков, «Беларусская аналитическая мастерская» (БАМ) проводила исследование, результаты которого показали, что «полностью» или «отчасти» независимым медиа доверяли более половины населения страны. При этом социологи обращали особое внимание на так называемый «фактор страха», констатируя, что «сам факт доступа ко многим независимым СМИ в ряде случаях влечет за собой административную или даже уголовную ответственность».
И отмечали, что «в действительности уровни доверия к беларуским официальным и неофициальным СМИ не различаются существенным образом». В отличие от условий, в которых работают те и другие.
Ну да ладно. Речь не о том, как доверием меряться. Зато сейчас вы поймете, откуда Марков данные берет.
Есть в Беларуси государственная программа «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы. В ней много забавного. Например, за улучшение дизайна государственных печатных СМИ отвечают почему-то не редакции, а облисполкомы. Равно как они же совместно с Мининформации отвечают за «повышение качества аудиовизуального продукта, расширение тематического, жанрового разнообразия теле- и радиопередач».
Но есть к этой госпрограмме приложение №1. В нем обозначены целевые показатели. И первой же строкой идет «Уровень доверия населения к государственным СМИ». Все расписано по годам. В 2021 году показатель должен был равняться 40 процентам. В 2022-м уже 41-му. В 2023-2024 годах почему-то решили притормозить – уровень доверия должен достичь 42 процентов и на этом остановиться. Но к 2025-му, к году окончания действия программы, вырасти до 43 процентов.
Вот так, ни больше, ни меньше. Доверие растет согласно утвержденным Совмином показателям. Планы, как известно, должны выполняться. А еще лучше — перевыполняться. Кто постарше, помнят — пятилетка за четыре года и вот это все. Так что главный ответственный за реализацию госпрограммы «Массовая информация и книгоиздание» — то самое Мининформации, возглавляемое все тем же Марковым, бодро опережает график. Дело, как и по всей стране, в надоях. Министр рапортует о 55 процентах доверия. Главное, вовремя остановиться, чтобы к 2025 году за 100 процентов ненароком не выскочить.
Соцопросы ведь штука хитрая, если проводить их силами органов государственного управления. Вернемся к тому, с чего начинали — вот сидите вы дома в Беларуси году этак в 2024-м…
Но можно еще проще поступить. Вообще без опросов обойтись. Сразу подогнать задачу под ответ, получив красивый и выгодный для себя результат. И ведь никакой Комитет госконтроля не проверит, не подкопается.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news