Бывший вице-премьер Владимир Семашко, назначенный на прошлой неделе послом в Россию, рассказал программе «Главный эфир» беларусского телевидения о перспективах в нефтегазовых переговорах.
— Глобальное понимание у переговорщиков с двух сторон, с беларусской, с российской есть. Понятно, что как-то надо двигаться, но переговоры идут непросто. Поэтому это одна из задач — найти способы решения этой проблемы. Более того скажу: последний протокол, который я, будучи еще вице-премьером, подписал со своим коллегой уважаемым человеком Козаком, вице-премьером, мы даже обозначили срок: к 15 декабря этого года мы должны найти, алгоритм, некую формулу, как мы будем двигаться, как мы этот налоговый маневр, значит, нейтрализовать и в России, и в Беларуси, — сказал Владимир Семашко.
Вместе с тем, он сомневается, что указанный срок 15 декабря будет выдержан. Решение вопроса затянется, хотя Владимир Семашко намерен приложить усилия, чтобы оно было найдено раньше, а не позже.
— У меня есть сомнения, что это будет 15 декабря, но то, что мы это сделаем, рано или поздно, лучше раньше — это безусловно. Я еду, чтобы работать туда. По нефтегазовым переговорам пока продвижение не очень большое. Поэтому придется подключаться, — добавил Семашко.
Он обрисовал беларусскую переговорную позицию, которая как и ранее состоит в выравнивании условий работы субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕАЭС.
— Мы 85% первичных энергоносителей — это нефть, природный газ, уголь, где-то — мы импортируем, причем импортируем из одной страны. Это Россия. В Беларуси мы добываем всего лишь 1,6 млн. т нефти по году, а для наших заводов необходимо, чтобы было 24 млн. т для полной загрузки. Тем более, что мы сейчас заканчиваем реконструкцию Мозырского НПЗ и Нафтана, а нам надо обеспечить полную загрузку, а это тогда зарплата коллективов, наполнение бюджетов, местного, республиканского. Поэтому это важно. Экономика страны зависит от того, какая цена нефти, газа будет. И вы неоднократно слышали, в том числе президента нашего, что это парадокс, когда мы вроде декларируем, что мы Сюозное государство, что мы находимся в едином пространстве Евразийского экономического союза, но вместе с тем взять два субъекта хозяйствования: беларусской МАЗ и российский КАМАЗ. КАМАЗ платит 4 цента за киловатт-час, а МАЗ платит 11 центов. КАМАЗ платит там где-то 65 долларов за тысячу кубометров газа, а МАЗ вынужден платить 276 долларов. А в себестоимости МАЗа и КАМАЗа очень большую долю занимают энергоносители. Это априори неравные условия. Если мы решим проблему снижения цены на газ, на нефть, это поможет очень сильно экономике, реальному сектору экономики, промышленности, транспорту, сельскому хозяйству и поможет и населению, — сказал новый посол.