Настоящие революционные изменения ожидают Беларусь, если правительству, Администрации Лукашенко и влияющим на принятие решений экспертам не удастся «заволокитить» прозвучавшие вчера из уст политика идеи по расширению полномочий председателей районных исполнительных комитетов.
Александр Лукашенко собирал президиум Всебеларусского народного собрания в широком составе. Казалось бы, и разговор должен был идти о работе этого органа. Но что-то не заладилось. Не покидает впечатление, что, создав новый конституционный орган, политик сам не очень понимает, что с ним делать дальше. «ВНС не должно довлеть над другими органами власти, ибо мы создадим сами себе проблемы», — сказал он, передает его пресс-служба. Не «мешать», не «давить».
Впрочем, проблема с этой структурой, по мнению Лукашенко, не особо актуальна, пока он сам руководит страной и занимает пост председателя ВНС. Но торопиться собирать ВНС не стоит. Лучше отложить на потом, возможно, на лето. Когда-нибудь, уже после кампании по переназначению Лукашенко. Вероятно, чтобы не отвлекаться от более актуальных для режима задач.
Так что вокруг собрания ничего достойного внимания не произошло. Но, пользуясь случаем, «чтобы лишний раз не собираться», Лукашенко предложил обсудить проект указа о председателях райисполкомов. Он намерен повысить их статус и наделить дополнительными полномочиями.
Тут-то и прозвучало сенсационное заявление.
«Председатель есть председатель. Он должен заниматься всем. Ничего страшного, если он в каком-то смысле будет назначать, утверждать, согласовывать руководителей частных структур. Тогда и влияние будет у них на это», — заявил Лукашенко, уточнив, что полномочия эти должны больше относиться к исполкому, а не к председателю.
Что значит «в каком-то смысле», и каких именно — всех без исключения, или же «избранных» — руководителей частных предприятий должен назначать председатель райисполкома? Уточнений не прозвучало. Но, очевидно, у многих директоров крупных и малых частных предприятий в регионах в этот момент засосало под ложечкой.
Надо отметить, что, судя по прозвучавшим на совещании репликам главы Администрации Лукашенко Дмитрия Крутого, правительство выступает против такого подхода. Совмин предлагал при подготовке указа исключить частные предприятия из перечня организаций, чье руководство назначается местными органами власти или же их председателями.
Но Лукашенко с правительством, похоже, не согласен. И настроен настаивать на своем. «Ну чего боимся? Опять исходим из каких-то рыночных постулатов?» — задал он риторический вопрос присутствующим.
Как нововведение будет выглядеть на практике, предсказать трудно. Можно предположить, что изменения коснутся в первую очередь крупных предприятий с частным капиталом. То есть до руководителя какого-нибудь шиномонтажа в условном Глуске цепкие ручонки государства все же не доберутся. Хотя чем черт не шутит — в своем неприятии «рыночных постулатов» режим может зайти очень далеко. Вплоть до того, что кандидатуру каждого индивидуального предпринимателя в районе будет одобрять лично председатель исполкома.
Не исключено, что правительство и Администрации Лукашенко, осознавая масштаб трагедии, попытаются отстоять свою позицию или же «заволокитить» этот вопрос. Однако надежд на то, что политика удастся переубедить, немного. Способных перечить ему в органах власти все меньше. Да и годы отрицательной селекции наверняка обеспечили приход на посты высшего и среднего звена послушных исполнителей, которые предпочтут не вступать в полемику, чтобы не оказаться в опале.
В прошлые, значительно более «травоядные» времена, попытки правительства «спустить на тормозах» наиболее одиозные инициативы Лукашенко тоже не всегда оказывались успешными. Вспомним хотя бы пресловутую кампанию по борьбе с так называемыми «тунеядцами» — лицами, «не занятыми в экономике страны». В течение нескольких лет чиновникам удавалось сдерживать процесс внедрения этих норм. Но в итоге Лукашенко добился своего и «антитунеядские» меры заработали в полную силу.
Понятно, что таким образом режим стремится еще больше укрепить свою «вертикаль». Да и частный бизнес он рассматривает как нелояльный себе, а значит — потенциально опасный. Вот и найден выход из ситуации: верных согласовать, остальных — на мороз. Нетрудно представить, к чему приведут подобные нововведения: к росту коррупции, местничеству и кумовству. Вряд ли Лукашенко этого не осознает. Но, похоже, считает издержки допустимыми. Несущественными по сравнению с возможностью поставить частный бизнес под жесткий контроль. Часть предприятий новых драконовских мер, конечно, может и не пережить. Зато другая продолжит работу, но уже под контролем проверенных товарищей. А в целом происходящее уж больно напоминает печально известное «отнять и поделить».
Внести коррективы в планы Лукашенко способны разве что предсказанные экономистами проблемы в беларусской экономике. Если ситуация начнет заметно ухудшаться, режиму вполне может стать не до размахивания топором над головами частного бизнеса. Обстоятельства вынудят прислушиваться к здравому смыслу.
Но пока власть демонстрирует готовность войти в клинч с частным бизнесом. И не факт, что у последнего еще сохранились возможности и инструменты для того, чтобы выстоять в этом противостоянии.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news