Беларусы, советский ИГИЛ и декоммунизация

Распад Российской империи после Октябрьского переворота 1917 года дал беларусам шанс вырваться с орбиты иностранной оккупации, но оказавшись не в силах реализовать свою мечту о национальном государстве, они позволили втянуть себя в эксперимент с коммунистической утопией. Какими оказались последствия коммунизма для Беларуси?

Представьте себе, что вы — владелец небольшого магазинчика в Минске, и в один из осенних дней в вашу квартиру врываются с оружием сосед-алкоголик в заблёваном джемпере, солдат-дезертир из Печей, и гопник с Шабанов.

Сосед-алкоголик стреляет в потолок вашей квартиры и угрожает выбросить вашу жену с балкона. Дезертир избивает ваших детей прикладом украденного в части автомата со следами крови убитого им офицера беларусской армии. А нездорового вида гопник с куполами на груди объявляет, что если вы прямо сейчас не отдадите все свои деньги и квартиру ради светлого будущего и постоянного проживания вломившейся в ваш дом компании, вы умрёте.

Минск, 1917

Вы отдаёте всё, что у вас есть. Вас с семьёй спускают по лестнице во двор, садят в отобранный у беларусских милиционеров УАЗик, и вывозят в гаражный кооператив на окраине Минска. Там со смехом отрубают руки вашим детям и забивают до смерти всю вашу семью железными прутами у вас на глазах.

Примерно так выглядел бы типичный эпизод триумфа октябрьской революции 1917 года, случись она в наши дни.

Но раз уж октябрьский переворот случился сто лет назад, то 7 ноября беларусское телевидение споёт дифирамбы строителям коммунизма. Полусухая номенклатура лениво отнесет венок к памятнику Ленину, а над проспектом имени беларусской Независимости будет весь день колыхаться на осеннем ветру растяжка «С юбилеем Великой Октябрьской социалистической революции!».

Репрессии, раскулачивание, ликвидация частной собственности, системное уничтожение беларусской культуры и чужие войны, на которые беларусов отправляли погибать за интересы Кремля — это только несколько жемчужин из длинного ожерелья корней государственного праздника, отмечаемого в Беларуси 7 ноября. Завернутые в «самые добрые в мире» советские фильмы, «самую светлую» советскую музыку и самую нежную грусть о советской молодости представители политического истеблишмента Беларуси даже спустя четверть века после распада СССР отказываются признаться самим себе (и уж тем более электорату), что празднование 7 ноября в нашей стране — это Эверест из лжи, лицемерия и вранья.

Несмотря на свои размеры и огромное население, к 1917 году империя Романовых оставалась преимущественно аграрной страной со слабой экономикой и значительным отставанием от европейских государств. При этом руководство страны сохраняло жёсткую абсолютистскую власть и крайне консервативную социальную иерархию. Для беларусов ситуация усугублялась отрицанием прав беларусской культуры со стороны короны и репрессиями спецслужб против представителей национального движения.

В 1917 году в Российской Империи случились две революции.

Первая из них, февральская, стала ответом на социальное неравенство жителей царской России, отсутствие перемен и изнурительную «Великую войну». Вторая революция, октябрьская, навсегда изменила уклад жизни на территориях, которые принадлежали когда-то Российской Империи — или рискнули стать союзниками новой, советской России в ХХ веке. Для беларусов октябрьская революция (юбилей которой и отмечают 7 ноября) важна в первую очередь потому, что лидеры беларусских национальных организаций смогли после её окончания не только поднять вопрос о беларусской автономии в составе федеративной демократической России, но и объявить о создании национального государства европейского образца — Беларусской Народной республики.

Январь 1919-го. Командование Первого беларусского коммунистического отряда и сотрудники Белнацкома перед отправкой в Минск из Петрограда.

После начала оккупации ВКЛ у наших предков не было оснований любить российский царизм — о чем они не упускали возможности напомнить непрошенным гостям с востока во время антироссийских восстаний 1794, 1830 и 1864 годов. Ещё сильнее недовольство беларусов царским режимом выросло после 1915 года, когда отступление российской армии из Восточной Пруссии и Польши под натиском немцев перенесло российско-германский фронт Первой мировой войны на территорию Беларуси.

Возможность мирно распрощаться с Россией и создать беларусское национальное государство была удобным поводом остановить вековую вражду беларусов и российской власти.

Неудивительно, что никто из беларусов не вступился за царя, когда началась февральская революция — ведь она положила конец 300-летнему наследному правлению клана семьи Романовых и давала надежду на демократическое развитие России и оккупированных ей территорий. «Даешь Учредительное собрание!» — требовали противники свергнутой российской монархии в начале 1917 года.

Сложись всё удачно с февральской революцией — и российская власть, возможно, была бы сегодня лучшим другом беларусского народа в составе Российской Империи. Почетный губернатор Северо-Западного края Зянон Пазняк выпивал бы в компании ведущего агронома императорского имения «Городец» Могилёвской губернии Александра Лукашенко, а со сцены минской Ратуши народный артист Российской Империи Лявон Вольски исполнял бы песню собственного сочинения в дуэте с заслуженным артистом Змитром Вайцюшкевичем: «офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом».

Но случилось фиаско, братан, и за февральской революцией последовал октябрьский переворот ликующей гопоты под руководством международного террориста Владимира Ильича Ленина. Гопота тогдашняя, как и гопота сегодняшняя, билась за диктатуру себе подобных, грабеж богатых и тотальный гоп-стоп в отношении любого классового чуждого негодяя: от недоступной симпатичной студентки до владельца привлекательного бизнеса. Коммунистические идеи попали на благодатную почву — в начале ХХ века гопоты в царской России было безумное количество: до 75% населения Российской Империи были безграмотными нищими.

Благодаря нищете и необразованности масс в 1917 году власть захватила группировка, которая по своей сути мало чем отличается от террористов ИГИЛ.

Религиозные фанатики-исламисты в 2017 году добиваются установления всемирного псевдомусульманского халифата уничтожая «неверных» и любые проявления мировой культуры, которые не вкладываются в рамки радикального прочтения исламской традиции боевиками ИГИЛ: от современной музыки до античных скульптур. Ведомые Лениным коммунисты в 1917 году добивались схожих целей с несколько иным идеологическим оттенком: их задачей было установление всемирного коммунистического халифата через уничтожение чуждых коммунизму проявлений «старого мира» и «классовых врагов» — более богатых, более образованных, более трудолюбивых и более талантливых, чем пламенные революционеры, которые не имели ничего — но хотели всё и сразу. Богатые быстро закончились, и вскоре после победы большевиков в первой советской стране мира все граждане наконец надолго стали равны в бедности.

Боевики ИГИЛ сражаются с античной культурой в Сирии так же, как воинствующие атеисты-большевики боролись с наследием религий в СССР

Рядом с «ленинцами» на иконостас борцов за народное счастье можно абсолютно гармонично поставить не только иконки с портретами боевиков ИГИЛ, но и собрать целый красный уголок из предводителей ДНР/ЛНР: бесчисленных работников луганских шиномонтажей и охранников донецких супермаркетов, которые смекнув куда дует ветер превратили себя из простой гопоты в героев неведомого ранее народа Донбаса. Мученник донбасского разлива Моторола и советский лидер Владимир Ленин (как и основатель террористической группировки «Исламское государство» Абу Бакр аль-Багдади) — идеологические братья-близнецы с небольшой разницей во вкусовых оттенках с поправкой на масштаб и региональный рынок.

Бесчисленные «герои Октября», памятниками которым и через четверть века после развала СССР щедро усыпаны беларусские города и деревни, были никем иными, как бандой беспринципных боевиков, осознавших возможность стать героями благодаря удачно накинутому на плечи имиджу строителей всеобщего счастья. Как и современные исламисты из ИГИЛ, в 1917 году последователи Ленина в основе своей были дремучими варварами-фанатиками, строящими мир под стать своему жизненному опыту и пролетарской эстетике — по колено в дерьме, но мир покорять готовы. Для строительства коммунизма нужно было совсем немного: уничтожить воспоминания о старой России и любыми доступными средствами избавиться от всех тех, кто осознавал, что великая страна может строиться не только нажатием на курок нагана.

Не лежи Владимир Ленин формальдегидным чучелом в московском мавзолее, а будь «живее всех живых», то в нынешней Беларуси он бы находился в списке разыскиваемых преступников под номером один — и как лидер экстремистской группировки, и как автор учебных пособий по терроризму, и как организатор терактов против конституционного строя. Портреты Ильича висели бы в каждом опорняке с заголовком «розыск», а российские менты охотились бы за козьей бородкой вождя мирового пролетариата на дронах с тепловизорами где-нибудь в его родной Симбирской губернии.

Ну и, конечно же, полная энтузиазма ФСБ мочила бы соратников и однопартийцев главного друга советских детей во всех сортирах православной России.

Если бы в 1917 году существовал YouTube, то канал Владимира Ленина был бы заполнен хорошо срежиссированными пытками «белых» офицеров под звуки «Интернационала» и сценами массовых казней предпринимателей в оранжевых робах. Новостные каналы, газеты и интернет сокрушались бы над варварством большевизма… и, конечно, в лучших традициях YouTube-терроризма главным палачом социалистического халифата стал бы Jihadi Felix в красной балаклаве с серпом, молотом и пролетарским булыжником в правой руке, которым он бы забивал на камеру идеологически неверных журналистов из США.

Казалось бы, в 1988 году Зянон Пазняк максимально фактурно объяснил беларусам сущность большевизма в нашей стране. Но одного Зянона для десятимиллионной Беларуси оказалось мало — и сегодня может показаться, будто ничего этого не было. Почти тридцать лет после первой публикации об НКВДшном сафари в Куропатах, в Беларуси тысячи километров улиц по-прежнему носят «советские» названия.

А правящий клан государства, пострадавшего от большевизма не меньше, чем от гитлеровской армии, так и не признал, что октябрьский переворот был продуктом худших из отбросов Российской Империи.

Государственные СМИ в сотую годовщину октябрьского переворота внушают беларусам, что раз уж при советской власти здесь строили заводы и проводили электричество, то советская власть — лучшее, что могло произойти в истории Беларуси. Нет, не лучшее. Потому что, как показала история, зарубежные вражины несоветского мира смогли не только лучше «совка» вкрутить лампочку в цоколь и шлёпнуть раствор поверх заводского кирпича в своих странах. Европейские страны, избежавшие коммунизма, смогли добиться технического прогресса без миллионов репрессированных, без уничтожения собственных национальных элит, и конфискации всего имущества у собственных граждан просто дав своим гражданам возможность зарабатывать. Чтобы строить заводы, коммунизм не нужен — нужны деньги и спрос на товар.

Фара Витовта — основанный в XIV веке костёл в Гродно, взорванный большевиками в 1961 году.

Зато за 70 лет на беларусских землях коммунизм пригодился, чтобы превратить неуважение к личности в норму и трансформировать стандарты общения социальных низов в образец этикета. Коммунизм приучил беларусов к «вы же сами всё понимаете» и коллективной ответственности, к «мы» вместо «я», к нормальности больших строек и индустриализации, выложенных телами заключенных ГУЛАГа. Уроки классовой борьбы воспитали в беларусах презрение к богатым и неуважение к тем, кто не работает на государство. Чёртовы спекулянты! Коммунизм уничтожил сотни лет духовной жизни, разбудил антисемитизм, уничтожил предпринимательство, и внедрил уравниловку и блат.

Коммунизм научил беларусов рассчитывать критерии прогресса своей страны миллионами тонн сплавленного чугуна и числом боеголовок в ядерных шахтах чужой нам Сибири.

Да и действительно, какая разница сколько беларусов расстреляли в 1937-м году, если в первом квартале 1978 года СССР добыл пять миллионов тонн нефти для пластиковых прикладов к автомату Калашникова?

Пока в Беларуси трагедию 7 ноября даже через 100 лет продолжают отмечать как праздник, можно только горько сожалеть о том, сколько сил и жизней беларусов ушло на поддержку кремлёвской борьбы с мифическими врагами. Мало что может быть более стыдным, чем европейская страна, руководители которой делая каждый новый шаг в 2017 году исступлённо хватаются за стандарты несуществующего государства, с прошлым которого у них намного больше общего, нежели с будущим в любых его проявлениях.

Игорь Карпенко — министр образования Республики Беларусь

А ведь, правда, на какое будущее можно рассчитывать, если образованием — основным источником перемен — у нас в стране заправляет лидер Коммунистической партии Беларуси? Той самой компартии, в основе идеологического учения которой заложены тезисы о классовой борьбе и ликвидации частной собственности? Какую систему образования может построить человек, исповедующий ту же идеологию, что и убийцы беларусской элиты и потрошители крестьянства из числа сотрудников НКВД БССР в 1937 году? На развитие инноваций в образовании беларусов можно не рассчитывать, но будьте спокойны — классовому террору, воинствующему атеизму и диктатуре пролетариата найдётся достойное место в образовательной программе всех беларусских школ.

Ведь этой стране не нужны предприниматели, в честь столетия революции нам нужно больше идеологически выдержанных детей!

Ужасы коллективизации, массовые казни за колхозное зёрнышко и экономический рост страны за счёт миллионов рабов в ГУЛАГе? Всё это мелочи, которые не идут ни в какое сравнение с ностальгией беларусских идеологов по «совку», от которого у любого активиста БРСМ сжимается зона бикини: пионерская эстетика, комсомольские путёвки, партийная колбаска вне очереди… Восторг!

И всё же, что хорошего дала революция большевиков Беларуси? Благодаря слабости сыпавшейся на части Российской Империи, беларусской интеллигенции выпала первая возможность заявить 25 марта 1918 года о создании беларусского национального государства (отцы-основатели которого хоть и были политически «левыми», но в отличие от «ленинцев» не болели азиатским деспотизмом).

Но, к сожалению, эйфория от объявления БНР как первого национального проекта беларусов продлилась недолго — и завершилась настолько великим жертвоприношением, что его последствия все мы ощущаем и через сто лет.

С праздником, дорогие читатели.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика #RFRM на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!