Владимир Путин намекает Западу на большие неприятности. Вспомнил он и о Беларуси, назвав ее «исторически российскими губерниями». Россия повышает ставки. Но проблема их повышения в том, что проделывать это до бесконечности невозможно. Рано или поздно наступает момент, когда надо или выполнять обещанное, или позорно ретироваться. Так может неспроста «Вагнер» тренирует беларусскую армию, а россияне твердят о Сувалкском коридоре?
Если прочесть опубликованную Кремлем стенограмму совещания с постоянными членами Совета безопасности, в глаза бросается четко прописанный сценарий этого действа. Вначале Путин называет перечень вопросов, которые планируется обсудить. Среди них – развитие отношений с «друзьями на Африканском континенте» и использование информационных технологий для обеспечения безопасности страны. Но для начала президент РФ предлагает задать «текущие вопросы». Если они у кого-нибудь есть.
Тут на сцену выходит директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин и выдает спич о захватнических планах Польши и о желании руководства этого государства «ввести контроль на западных территориях Украины». Задействовав для захвата западных регионов страны Литовско-Польско-Украинскую бригаду, перед этим существенно увеличив ее численность.
В ответ Путин разразился явно заранее заготовленной речью, которая включала в себя несколько ключевых тезисов. Западные кураторы киевского режима явно разочарованы результатами украинского контрнаступления. Запасы оружия и боеприпасов стран Европы и США истощаются, как и мобилизационный ресурс Украины. В Европе общественное мнение меняется: европейцы видят, что поддержка Украины – это тупик. Ну а Польша создает «регулярное и сплоченное воинское соединение», которое планирует использовать для оккупации Западной Украины. Но если польские войска войдут на территорию Украины, то они там «останутся навсегда».
Понятно, что именно это послание «городу и миру» должно было стать главным месседжем прошедшего совещания.
Затем Путин свалился в свои любимые исторические экскурсы, в очередной раз продемонстрировав своеобразное знание предмета. Однако не преминул вспомнить и о нашей стране.
По версии российского президента, Польша, подстрекаемая Западом, воспользовалась и трагедией Гражданской войны в России, аннексировала некоторые исторические российские губернии. А Россия в 1921 году вынуждена была пойти на заключение Рижского договора и признать отторжение своих территорий.
При этом по незнанию или сознательно Путин называет «историческими российскими губерниями» в том числе и беларусские земли. На момент заключения Рижского договора никакой Российской империи уже не существовало. А 25 марта 1918 года была провозглашена Беларусская Народная Республика. И даже если БНР Кремлю не нравится, то уже 1 января 1919 года в пику независимой Беларуси большевики образовали ССРБ в Смоленске. Но об этом российский лидер предпочитает не упоминать. Западные регионы Беларуси, отошедшие Польше по условиям мирного договора в 1921 году, Путин огулом называет «исторически российскими».
Далее он обвинил Польшу в захвате Виленского края в 1920 году, в разделе Чехословакии в 1938 году, а также в «жёсткой полонизации и ассимиляции местных жителей» в 30-е годы прошлого века. Наконец, «благодаря Советскому Союзу, благодаря позиции Сталина Польша получила значительные земли на Западе, земли Германии». «Это именно так, западные территории нынешней Польши – это подарок Сталина полякам», – считает президент РФ.
По словам Путина, «хорошо известно», что польские лидеры «мечтают и о беларусских землях». Тут российский президент напомнил, что Беларусь – это часть Союзного государства, развязывание агрессии против нашей страны будет означать агрессию против Российской Федерации. «На это мы будем отвечать всеми имеющимися у нас средствами», – заявил он.
На месте официального Минска стоило бы занервничать. Агрессивный сосед, считающий территорию союзной независимой страны «историческими российскими губерниями» – это серьезная угроза. Ведь он в любой момент, воспользовавшись ситуацией, может захотеть вернуть «свое». Или намеренно создать необходимые предпосылки для этого. Например, «защитив» союзника от гипотетической агрессии. Тем более что процессы уже идут – под видом защиты Союзного государства на нашей земле находятся российские войска.
С одной стороны, в речах Путина прозвучало немного нового. О якобы существующих планах Польши по возвращению западных регионов Украины и Беларуси российские и беларусские власти и пропаганда твердят с начала войны. Однако некоторые обстоятельства вынуждают внимательнее присмотреться к путинским пассажам.
Безусловно, речь идет о повышении ставок. Российский лидер дает понять странам НАТО, в первую очередь Германии и Франции, что дальнейшая поддержка Украины чревата разрастанием военных действий на новые территории. И в этом случае государства Альянса рискуют напрямую столкнуться с Россией. Понимая, что непосредственно участвовать в войне НАТО не хочет, Путин таким образом предлагает одуматься и перестать поддерживать Украину. И в лице Польши, которая известна своей жесткой позицией по этому вопросу, российский лидер угрожает всей Европе.
Сегодняшняя речь Путина на совещании с членами Совбеза – лишь один из фрагментов мозаики, призванной запугать поддерживающие Украину страны. Давление идет и на информационном фронте. Отсюда и заявления о желании «пробить» Сувалкский коридор, звучащие то от главы Комитета Госдумы РФ по обороне Андрея Картаполова, то от анонимного командира взвода из ЧВК «Вагнер». Раз уж «вагнеровцы» оказались в Беларуси, то их надо задействовать для устрашения Запада.
Что касается Литовско-Польско-Украинской бригады, то такое подразделение действительно существует. Оно была сформировано в 2014 году. Бригада состоит из трех полков и насчитывает 4500 военнослужащих. Предназначена она для участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях, в том числе под эгидой ООН, ЕС и НАТО. Место постоянной дислокации каждого из трех полков находится на территории соответствующей страны-участника.
Кстати, в апреле этого года кремлевские СМИ уже вбрасывали информацию о том, что в Польше набирают добровольцев в Литовско-Польско-Украинскую бригаду для дальнейшей отправки в Украину. Однако довольно быстро выяснилось, что это не более чем фейк.
Но только ли о повышении ставок идет речь? Вернее так – ограничится ли дело повышением ставок или Россия действительно решится пробивать Сувалкский коридор? Пойдет отбирать у поляков подаренное Сталиным? А может снова ударит по Украине с территории Беларуси, на Волынь, чтобы перекрыть пути поставок западной помощи?
Боюсь, что однозначный ответ на эти вопросы дать сегодня невозможно. Если рассуждать рационально, то Москве, завязшей в украинской войне, конфликт с НАТО абсолютно ни к чему. Но и накануне начала российско-украинской войны приводилась масса доводов в пользу того, что Кремлю она не выгодна. И Путин лишь повышает ставки. В конце концов, в России могут решить, что проиграть НАТО не так позорно, как Украине. Или быть уверенными в том, что Альянс не вступится в поддержку Польши и Литвы. Так же, как в феврале 2022 года были уверены, что возьмут Киев за три дня. С рацио в действиях Кремля явные проблемы.
Или Путин, под маркой защиты от воображаемой польской агрессии, решит окончательно аннексировать Беларусь, вернув «исторические земли российской империи», и удовлетворится этим. Ни один из перечисленных сценариев сегодня нельзя исключить полностью. Хотя каждый из них представляется маловероятным. Опять-таки, с точки зрения здравого смысла.
Ситуация сложилась так, что сегодня в Беларуси оказалась ЧВК «Вагнер». Вряд ли это было специально задуманной операцией – слишком большие репутационные издержки понес Кремль от пригожинского похода на Москву. Но раз уж так вышло – Кремль может захотеть задействовать ЧВК и дальше. Может, в Африке. А может и для удара по Западной Украине. Евгений Пригожин отчего-то оказался если не прощен, то отпущен невредимым. Нельзя на все сто исключать и вариант, при котором инструкторы «Вагнера» должны будут подготовить подразделения беларусской армии для участия в войне. А Путин продолжит выкручивать Александру Лукашенко руки, вынуждая его до конца поддержать союзника, бросив в бой свои силы. Беларусский правитель на днях опять летит к Путину. Кто знает, что станет главной темой на этой встрече?
Проблема с повышением ставок в том, что до бесконечности их повышать невозможно. Рано или поздно наступает момент, когда надо или выполнять обещанное, или позорно ретироваться. Путину без потерь отступать уже некуда. Кремль разогнался так, что тормоза могут не удержать его на крутой военной дороге. И это может подвигнуть его к самым, казалось бы, невероятным и неожиданным решениям. А беларусский режим своими стараниями оказался чем-то вроде мотылька возле российского костра. Ему тоже отступать некуда, хотя самоубийственные планы вряд ли входили в расчеты Лукашенко. Но, оказавшись так близко к огню, невозможно уговорить его не жечь.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by