Польша разрешила экстрадицию беларуса, который на родине преследуется по наркостатье

Верховный суд Польши разрешил экстрадировать в Беларусь для выдачи нашим правоохранительным органам гражданина Беларуси Андрея Д., который несколько лет назад был задержан на родине за выращивание марихуаны, однако смог сбежать в Польшу. Позже он был задержан полицей в Гданьске как лицо, находящееся в базе данных разыскиваемых лиц Интерпола. В декабре 2017 года окружная прокуратура Гданьска поставила вопрос о его экстрадиции.

Как рассказывает портал prawo.pl, возможность экстрадиции беларуса на родину рассматривали суды двух инстанций. Первый, в ноябре 2018 года, подтвердил ее правомерность в соответствии с Соглашением между Польшей и Республикой Беларусь от 1994 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 1994 года.

Адвокат Андрея Д. обжаловал это решение, заявив, что следование Соглашению в данном случае необоснованно, так как экстрадиция мужчины в Беларусь нарушит его права и свободы. Он отметил, что суд не учел показания свидетеля и Хельсинкского фонда по правам человека, которые говорили о том, что Андрей Д. на родине с большой вероятностью будет привлечен к принудительному труду в условиях, угрожающих жизни и здоровью. Тем не менее апелляционный суд рассмотрел жалобу и не удовлетворил ее, оставив решение без изменений.

Кассационную жалобу на второе решение суда подал польский омбудсмен Пшемыслав Тарвацкий. Он пытался доказать в Верховном суде, что экстрадиция неприемлема, если ее исполнение приведет к нарушению прав и свобод человека, и решение нужно пересмотреть.

«В Беларуси нет никаких процессуальных гарантий, сотрудник милиции может арестовать разыскиваемого человека, это происходит без судебного контроля, — объяснял обмудсмен. — Досудебное содержание под стражей длится 18 месяцев, к тому же прокурор, следователь и КГБ могут продлить его без участия судьи. Поэтому выдача Андрея Д. на родину грозит нарушением его права на свободу».

К слову, на самом деле в Беларуси, в соответствии с УПК, заключение под стражу на время следствия возможно на срок до 2 месяцев в обычных случаях, решение может принимать суд, рядовой прокурор или же председатели СК и КГБ, но не следователь. До трех месяцев заключение может продлить только прокурор уровня района или города, до шести — прокурор области или Минска. Дальнейшее заключение возможно только в случае статей о тяжких и особо тяжких преступлениях, решение о нем выносит заместитель генпрокурора (до 12 месяцев) или только генпрокурор (до 18 месяцев). Срок заключения после передачи дела в суд и до вынесения приговора не может превышать шесть месяцев, а в случае тяжких и особо тяжких преступлений — 12 месяцев.

В итоге Верховный суд оставил решение о возможности экстрадиции в силе.

Как подчеркнул судья Анджей Стемпка, в Польше действует правило взаимности в отношении соглашения о правовой помощи с Беларусью. Апелляционный суд установил, что Андрей Д. раньше не преследовался в Беларуси по политическим мотивам, пытки ему не грозят. Кроме того, в Беларуси разыскиваемого после следствия ожидает судебный процесс, то есть суд проверит доводы расследования.

Верховный суд также сослался на решения Европейского суда по правам человека. Согласно им, экстрадиция возможна, если временный арест разыскиваемого был произведен не по решению суда, а по иным основаниям, как в случае Андрея Д.

— Тем не менее нельзя выдать разыскиваемого, если ему на родине угрожают пытки. Но в данном случае речи об этом не идет, — отметил судья.

Решение Верховного суда было вынесено 7 августа.

Как отмечает портал, этот случай отличается от большинства постановлений Верховного суда об экстрадиции, в которых суд руководствовался соображениями о том, что угроза нарушения прав человек является основанием для отказа в экстрадиции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!