Пашинян бросил в лицо Лукашенко все, что не осмелился пока высказать Путину

Отношения режима Александра Лукашенко с руководством Армении, партнера по СНГ и ОДКБ, перешли от плохо скрываемой неприязни к открытой конфронтации. После жестких заявлений армянского премьера Никола Пашиняна стороны вызвали послов на родину для консультаций. По большому счету, в происходящем нет ничего удивительного. Это — закономерный финал двуличности минского и московского режимов.

То, что Александр Лукашенко в армяно-азербайджанском конфликте выберет сторону Баку, мы предсказывали еще в сентябре 2022 года, когда в многолетнем противостоянии наметилось очередное обострение. А официальный Минск, как и ОДКБ в целом, сделают все возможное для того, чтобы уклониться от выполнения своих союзнических обязательств перед Арменией.

Богатый нефтью и деньгами Азербайджан гораздо интереснее режиму Лукашенко, чем сравнительно бедная Армения. Минск, несмотря на союзные обязательства перед Ереваном, активно продавал Азербайджану оружие, причем, как выяснили журналисты Politico — даже в ходе активной фазы противостояния между кавказскими государствами. Александр Лукашенко давно имел виды на послевоенное восстановление Нагорного Карабаха — региона, который Баку в итоге вернул под свой контроль в результате армяно-азербайджанской войны. Да и по духу два авторитарных правителя в Минске и в Баку гораздо ближе друг другу, чем демократически избранный премьер Армении. Лукашенко так описывал отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым: «Мы общаемся, как братья, одинаково понимаем мир, куда он движется».

В дружбе с Баку и в стремлении заработать на поставках и проектах в Азербайджане не было бы ничего плохого, если бы не одно «но». Которое, по идее, должно перевесить сотню других доводов и выгод. Это союзнические отношения с Арменией. Подписывая межгосударственные соглашения, стороны берут на себя определенные обязательства. И либо выполняют их, либо официально уведомляют об отказе от партнерства. Но Минск повел себя иначе — формально находясь с Ереваном в одном военно-политическом блоке, он предпочел помогать его противнику.

Понятно, что это происходило с молчаливого согласия и одобрения Москвы – при желании Кремль мог остановить поставки беларусского оружия Баку, да и в целом приструнить Минск в его демонстрации слишком уж теплых отношений с Азербайджаном. Мог, но не захотел. Что же, по тем же авторитарным признакам Владимиру Путину Алиев с Лукашенко тоже ближе, чем Никол Пашинян.

Армения поначалу надеялась на помощь союзников по ОДКБ. Но те отделывались мало что значащими заявлениями и «задействовали механизмы», КПД которых на выходе оказался равен нулю. Неудивительно, что терпение Еревана, у которого были поражения на фронте, в итоге лопнуло. И Пашинян стал нарушать негласно признанные многими странами на постсоветском пространстве «красные линии»  — он обвинил созданную Москвой организацию по безопасности в недееспособности.

И на этом не остановился. Армянский премьер отказался ехать в Минск на саммит ОДКБ в ноябре прошлого года. А в феврале этого и вовсе заявил о заморозке членства своей страны в организации Договора о коллективной безопасности и допустил возможность выхода из него. Поскольку на поверку безопасность оказалась не коллективной, а только для избранных. На помощь Токаеву в подавлении протестов в Казахстане ОДКБ пришла. На помощь Армении, воюющему союзнику – нет. Видимо, создавалась эта организация исключительно для защиты постсоветских диктаторских режимов от собственного населения, а не от внешних угроз. Поставив все на кон дружбы с Россией и ее партнерами по ОДКБ, Ереван остался ни с чем. Его попросту «кинули».

Тем временем в Армении разгорались протесты против ухода из Нагорного Карабаха и против Пашиняна лично. С большой долей вероятности можно допустить, что они инспирированы и поддерживаются Москвой, поскольку в первых рядах там и разного сорта пророссийские деятели. Понятно и то, что непокорного армянского премьера Кремлю теперь нужно показательно проучить. Чтобы другим впредь было неповадно пререкаться с Россией и перечить ей.

Возможно, у армянского премьера на фоне поражения в войне и внутреннего противостояния не выдержали нервы. А может, он решился довести дело до конца и выйти из бесполезной для своей страны организации, громко хлопнув напоследок дверью. Это детали. Суть же в том, что в мае, после визита Александра Лукашенко в Азербайджан, Пашинян обвинил двух союзников по ОДКБ в подготовке войны в Карабахе в 2020 году. По имени эти государства премьер не назвал, зато напомнил при этом о разговоре Александра Лукашенко с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Лукашенко, по словам Пашиняна, «сказал то, что я пытаюсь сказать Армении вот уже четыре года. В подготовке к 44-дневной войне 2020 года не с нашей стороны участвовали наши союзники».

Вчера же маски были сорваны окончательно. Никол Пашинян заявил, что больше не приедет в Беларусь, пока у власти находится Александр Лукашенко. И ни один официальный представитель Армении в Беларусь не поедет.

«Один из глав государств ОДКБ говорит, что он участвовал в подготовке войны, воодушевлял, верил и желал победы Азербайджана. А после этого я пойду что-то обсуждать с лидером Беларуси в формате ОДКБ», — сказал Пашинян.

Очевидно, что понял все это армянский премьер не вчера. А вот озвучить решил только сейчас. Выглядит так, словно Пашинян демонстративно отсекает пути для отступления самому себе.

Что ж, вполне вероятно, что в лицо Лукашенко Пашинян бросил все те обвинения, которые пока еще не отважился бросить Владимиру Путину. Один пишем, два в уме. Ну а обозначенные премьером Армении варианты разрешения конфликта — то, что Лукашенко извинится перед народом Армении, или же Беларусь покинет ОДКБ — нереалистичны до такой степени, что даже не станем их всерьез обсуждать.

И дело теперь не в том, останется ли Армения в ОДКБ, или же выйдет из организации. А в двуличной политике официального Минска. В нарушении союзнических обязательств режимом Лукашенко, которые армянский премьер предъявил миру. Не то, чтобы это было большим секретом, но Пашинян заметно повысил градус, вынеся сор из постсоветской избы на всеобщее обозрение.

Можно себе представить «теплую» атмосферу среди «союзников» по ОДКБ, каждый из которых допускает вероятность удара ножом в спину от партнеров по оборонительному союзу. После истории с Арменией впору задаться вопросом — кто же станет следующим принесенным в жертву союзником? Токаев, когда Россия решит всерьез присмотреться к северной части Казахстана? Рахмон, если Кремлю потребуется еще крепче задружиться с Талибаном? Тут уже и взаимные диктаторские симпатии не помогут. А может, сам Александр Лукашенко, если Путину понадобится нормализовать отношения с Западом? Это оказалось бы забавным финалом союзничества минского и московского режимов.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.