«Новому шёлковому пути» грозит финансовый крах — исследование

Банки Китая рискуют объявить дефолт по кредитам для многих стран-участниц китайской инициативы «Один пояс — один путь». В прошлом году это затронуло около 60% всех иностранных кредитов Китая, говорится в совместном исследовании AidData, Всемирного банка, Гарвардской школы Кеннеди и Кильского института мировой экономики.

Китай стал кредитором последней инстанции для развивающихся стран, которые испытывают трудности с погашением своих долгов в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Согласно исследованию, Пекин резко расширил экстренное кредитование суверенных заемщиков, находящихся в бедственном финансовом положении или в ситуации полного дефолта.

Анализ нового набора данных показывает, что к концу 2021 года Китай провел 128 спасательных кредитных операций в 22 странах-должниках на сумму 240 миллиардов долларов США. Эти операции включают множество так называемых «пролонгаций», при которых одни и те же краткосрочные кредиты выдаются снова и снова для рефинансирования долгов с наступающими сроками погашения.

В 2010 году менее 5% зарубежного кредитного портфеля Пекина поддерживали страны-заемщики, оказавшиеся в бедственном положении, но к 2022 году эта цифра взлетела до 60%. Китай отреагировал на растущую волну долгового кризиса, отказавшись от кредитования инфраструктурных проектов и нарастив операции по поддержке ликвидности. Почти 80% кредитов на экстренные спасательные операции были выданы в период с 2016 по 2021 год.

Исследователи делают вывод, что со стороны Китая странам с низким доходом обычно предлагается реструктуризация долга, которая включает льготный период или продление даты окончательного погашения, но не новые деньги. Страны со средним уровнем дохода, как правило, получают новые деньги, чтобы избежать или отсрочить дефолт.

Китайские банки заинтересованы в том, чтобы их крупнейшие иностранные заемщики были достаточно ликвидны, чтобы продолжать обслуживать непогашенные долги проекта «Нового шёлкового пути». Страны со средним уровнем дохода, на долю которых приходится 80% или более 500 миллиардов долларов США от общего объема зарубежных кредитов Китая, представляют собой серьезные балансовые риски, поэтому у китайских банков есть стимулы поддерживать их на плаву с помощью финансовой помощи. Страны с низким доходом, на долю которых приходится лишь 20% общего объема зарубежных кредитов Китая, менее важны для здоровья китайского банковского сектора и редко получают помощь.

«Пекин в конечном итоге пытается спасти свои собственные банки. Вот почему он оказался в рискованном бизнесе международного кредитования спасения, — сказала Кармен Рейнхарт (Carmen Reinhart), одна из авторов исследования. — Но если вы собираетесь выручить заемщика, который находится в состоянии дефолта или балансирует на грани дефолта, важно иметь четкое представление о том, пытаетесь ли вы решить краткосрочную проблему ликвидности или долгосрочную проблему платежеспособности».

Авторы нового исследования обнаружили, что Китай направил средства для оказания помощи странам с низким уровнем валютных резервов и слабым суверенным кредитным рейтингом. На сегодняшний день он провел спасательные кредитные операции в 22 странах, включая Аргентину, Беларусь, Эквадор, Египет, Лаос, Монголию, Пакистан, Суринам, Шри-Ланку, Турцию, Украину и Венесуэлу.

В исследовании делается вывод, что заимствование у Пекина в чрезвычайных ситуациях недешево: в то время как типичный спасательный кредит от Международного валютного фонда (МВФ) имеет процентную ставку в 2%, средняя процентная ставка по китайскому спасательному кредиту составляет 5%.

Еще один важный вывод из исследования заключается в том, что глобальная сеть своп-линий, контролируемая центральным банком Китая, становится все более важным инструментом управления кризисными ситуациями за рубежом. К 2022 году Национальный банк Китая использовал свою сеть своп-линий, чтобы предоставить 170 миллиардов долларов США в качестве экстренной поддержки ликвидности центральным банкам по всему миру.

Займы центральных банков у НБК поставили перед кредитно-рейтинговыми агентствами и международными организациями новый набор задач по надзору, которые отслеживают достаточность резервов в иностранной валюте и уровни долговой нагрузки. Погашение почти всех своп-линий НБК изначально запланировано в течение 3-12 месяцев. Тем не менее, многие центральные банки, которые берут кредиты у НБК, неоднократно продлевают свои окончательные сроки погашения. Авторы исследования считают, что фактический период погашения среднего заимствования по своп-линии НБК составляет 40 месяцев после учета «серийных пролонгаций». Несоответствие между сроками погашения де-юре и де-факто помогло правительствам не признавать заимствования по своп-линиям НБК в качестве источников риска для государственного долга.

Исследование также выдвигает на первый план еще один спорный вопрос: могут ли центральные банки использовать своп-линии НБК для искусственного завышения своих общих показателей валютных резервов. Если заемщик может использовать своп-линии НБК для погашения долгов, номинированных в долларах и евро, то такие заимствования могут быть особенно полезны для выравнивания платежного баланса или во время долгового кризиса. Однако если заемщик может использовать ликвидность в юанях из своей линии свопов НБК только в качестве «показухи» для пополнения валовых валютных резервов, то его чистая резервная позиция и способность обслуживать долг, номинированный в долларах и евро, остается неизменной. «Необходимо провести гораздо больше исследований, чтобы измерить воздействие спасательных кредитов Китая, в частности, крупных своповых линий, находящихся в ведении Народного банка Китая», — сказал Брэд Паркс (Brad Parks) из Всемирного банка.

«Пекин создал новую глобальную систему трансграничного спасательного кредитования, но сделал это непрозрачным и нескоординированным образом, — считает Паркс. — Его строго двусторонний подход затруднил координацию деятельности всех основных кредиторов в чрезвычайных ситуациях, что вызывает обеспокоенность, поскольку урегулирование кризиса суверенного долга обычно требует определенного уровня координации между кредиторами».

Исследователи отмечают непрозрачность соглашений НБК и китайских коммерческих банков с кредиторами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.