В минувшую субботу, во время участия в фестивале-ярмарке «Дажынкі-2024» в Воложине, Александр Лукашенко рассказал о неких «непубличных переговорах» с представителями западных стран. С кем же мог встречаться политик, и почему о столь важных встречах промолчали беларусские государственные СМИ?
«Вчера (18 октября — прим. Reform.news) у меня был такой непубличный день, но очень тяжелый. Очень сложные, тяжелые, но интересные переговоры с представителями западных государств», — заявил собравшимся со сцены Лукашенко.
Что же за переговоры могли быть у политика с «представителями западных государств»?
Приезд чиновника Госдепа
В пятницу, 18 октября, «Белсат» со ссылкой на собственные источники сообщил, что «на днях» Беларусь посещал чиновник Госдепартамента США Кевин Дойл.
По данным «Белсата», Дойл вместе с временным поверенным США Питером Кауфманом провел встречу с представителями МИД Беларуси, на которой, в том числе, обсуждалась судьба политзаключенных. Как пишет ресурс, переговоры не внесли ясности в ситуацию.
А 15 октября посольство США организовало в Минске небольшой прием для сотрудников других иностранных представительств в связи с визитом Дойла в Беларусь.
Как пояснила «Белсату» сотрудница по связям с общественностью отдела по делам Беларуси посольства США в Литве Колин Смит, «Государственный департамент поддерживает официальные контакты с Министерством иностранных дел Беларуси, чтобы гарантировать, что мы можем осуществлять обычную дипломатическую коммуникацию и защищать национальные интересы США от имени граждан США».
Кто же такой Кевин Дойл? Судя по информации, опубликованной в соцсетях Совета по международным делам Алабамы, Дойл занимает пост экономического сотрудника по Беларуси и Молдове. Из этого можно сделать вывод, что Дойл не является высокопоставленным представителем Государственного департамента США.
Это подтвердил «Зеркалу» и руководитель Агентства евроатлантического сотрудничества и экс-дипломат Валерий Ковалевский. По его словам, Дойл — сотрудник Госдепартамента, занимающийся вопросами Беларуси на исполнительском уровне, а не на уровне принятия решений.
Можно допустить, что Дойл приезжал в Минск, чтобы попытаться решить проблему беларусских политзаключенных. Например, обсудить возможность освобождения гражданина США Юрия Зенковича, который был осужден в Беларуси.
О встрече Кевина Дойла с Александром Лукашенко не сообщалось. Да и вряд ли такая встреча могла состояться. Ранг у Дойла не тот. Представить, что Госдеп США поручил вести переговоры чиновнику такого уровня, довольно сложно. Да и толку от подобного обсуждения для обеих сторон оказалось бы ничтожно мало.
Кто, если не Дойл?
К тому же Александр Лукашенко заявил — «сложные, тяжелые, но интересные переговоры» он вел «с представителями западных государств». Из этого следует, что речь идет не об одном государстве, а о нескольких. Как минимум о двух. И это оказалось бы серьезным прорывом для политика и беларусского режима.
Казалось бы, тут можно и похвастаться, опубликовать такого рода новость во всех пропагандистских ресурсах. Но там царила тишина. Кроме рассказа Лукашенко на «Дажынках», нет ничего. Никакой информации о прошедших переговорах госСМИ и пресс-служба политика не публиковали.
Допустим, сохранить встречу в тайне было условием прочих сторон гипотетических переговоров. По понятным причинам не хотелось им афишировать факт неких дискуссий с Лукашенко. А сам он не удержался, хотя и сохранил интригу, не назвав страны-участницы и обсужденные вопросы.
Но в комментарии «Зеркалу» Валерий Ковалевский вообще опроверг сам факт ведения каких-либо переговоров. Руководитель Агентства евроатлантического сотрудничества заявил, что не может назвать свой источник, однако «информация о переговорах с представителями западных стран, как говорил Лукашенко, не подтвердилась».
— От наших партнеров также не поступало сигналов о том, что в прошлую пятницу были хоть какие-то встречи их представителей с Лукашенко — как в индивидуальном, так и в групповом форматах, — пояснил Ковалевский.
Могут ли западные партнеры беларусских демсил вести некие переговоры с режимом у них за спиной? Но ради чего? Если бы Запад посчитал нужным вступить в диалог с Лукашенко, нет оснований скрывать этот факт от лидеров демдвижения, поскольку те все равно не имеют возможности запретить заинтересованным сторонам его вести. Вне зависимости от того, поддержали бы они такой план или нет.
«Тесла» от Илона Маска
Боюсь, придется разочаровать аудиторию. Очень похоже на то, что никаких переговоров «с представителями западных государств» в тот день не было и в помине. Как не было их в предыдущие и в последующие дни. А сказанное Лукашенко примерно из той же серии, как и «откуда на Беларусь готовилось нападение». Или про «Теслу», подаренную политику Илоном Маском, рассказ о которой вызвал неподдельное удивление у американского миллиардера.
Для чего же политик вспомнил о переговорах? Может, это было всего-навсего красивое вступление к следующей части его спича, в котором он сообщил собравшимся, как «богатейшие страны» представленные на этих переговорах, завидуют беларусам. «За то, что мы умеем работать, жить, праздновать». Согласитесь, без переговорного предисловия тезис звучал бы не столь внушительно.
А может, Лукашенко в рамках «предвыборных «Дажынак» решил продемонстрировать аграриям собственную значимость, рассказав, как «сегодня сосредоточено все на Беларуси». И все флаги в гости к нам, а западные переговорщики стоят в очереди, чтобы обсудить с ним глобальные темы мирового переустройства.
А скорее, переговоры просто стали для Лукашенко идеей фикс. Ему очень хотелось бы, чтобы они наконец состоялись. Чтобы с ним поговорил кто-то, кроме Владимира Путина, партнеров по СНГ и редких гостей из числа лидеров небогатых африканских стран. О переговорах политик вспоминает периодически к месту и без оного. Например, на встрече с учеными и участниками беларусских антарктических экспедиций, которые могут передать его месседж разве что пингвинам.
Но он упорно шлет сигналы о переговорах налево и направо — и полярникам, и аграриям, и всем, кому возможно. Получится ли так достучаться до Запада? Не уверен. А вот до России Лукашенко, судя по интервью посла РФ в Беларуси Бориса Грызлова, уже достучался.
Но это совсем другая история. Заходите на эфир сегодня, коллеги вам расскажут.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news