Александр Лукашенко предложил объявить 2024 год Годом качества. Однако однажды такой год в нашей стране уже был. И закончился он довольно плачевно. Да и в целом в последнее время поступки режима обратно пропорциональны декларируемым ценностям. Единство — это репрессии, мир и созидание — площадки для ядерного оружия. За качество уже становится тревожно.
Традиция посвящать год определенной тематике в современной Беларуси была заложена в 2002 году. Начинали с культуры. После переговоров в Чернигове Александра Лукашенко и занимавшего тогда пост президента Украины Леонида Кучмы Совмин Беларуси объявил 2002-й Годом Тараса Шевченко.
Забавно, что на пресс-конференции по итогам тех переговоров Лукашенко сделал заявление, которое, как отмечала газета, еще носящая название «Советская Белоруссия», «могло показаться сенсационным». «После того как между Россией и НАТО сложились новые отношения, думаю, что на постсоветском пространстве образовывается совершенно новая система. Что касается заявления Украины о ее желании вступить в НАТО, то мы считаем, что это суверенное право государства, как ему строить международные отношения с другими странами и организациями», — сказал тогда политик.
Эх, как меняются приоритеты. Кто тогда мог подумать, во что превратятся беларусско-российские отношения спустя двадцать лет, и какую роль в этом сыграет стремление Киева обеспечить свою безопасность и вступить в НАТО.
Ну а годы поначалу так и летели в культурном русле. 2004-й был объявлен Годом культуры Беларуси в России. 2005-й — алаверды — Годом культуры РФ в Беларуси.
Затем взялись за семейные ценности и за рождаемость. 2006-й стал Годом матери, следующий, 2007-й — Годом ребенка, а 2008-й — Годом здоровья.
Естественно, к каждому году правительством утверждался республиканский план мероприятий, а республиканскими органами государственного управления, облисполкомами, Минским горисполкомом — соответствующие отраслевые и региональные планы. Так устроена вертикаль власти: никакой самостоятельности и самодеятельности. Есть план, и он реализуется. Нет плана — нет и проблем. Точка приложения усилий выбрана, и в нее долбят целый год. Затем, вне зависимости от достигнутых результатов, выбирается очередная актуальная, по мнению властей, тема. И все повторяется по новой.
Кстати, рождаемость в Беларуси с 2006 по 2008 годы действительно росла. Правда, началась эта тенденция раньше, еще в 2004-м. И связана она, как отмечали эксперты, не с выбранной властями тематикой для каждого года, а с общим ростом доходов и благосостояния беларусов. Все просто: стали жить чуть лучше — задумались о детях. Без всяких госпрограмм. Но так и проявляется «вертикальная» чуйка — поймать волну, оседлать ее, а затем выдать естественный ход событий за свои достижения.
2009-й «в целях сбережения и приумножения национального духовного и культурного достояния» стал Годом родной земли. А дальше начались годы экономические.
Вы будете смеяться, но Год качества в Беларуси уже был. Им был объявлен 2010-й. Как заявлял тогда Александр Лукашенко, из кризиса (речь о мировом экономическом кризисе 2008 года — прим. Reform.by) Беларусь должна была выйти окрепшей. А закрепиться на внешних рынках после падения можно только с качественной продукцией.
Но никаких чудес в год качества не произошло. Складские запасы качественной продукции по-прежнему росли вместе с отрицательным сальдо внешней торговли. Вкупе с повышением зарплат в год выборов это привело к тому, что в следующем, 2011 году, на страну обрушился новый кризис, приведший к девальвации рубля, которую Всемирный банк назвал крупнейшей за последние двадцать лет. Хотя в целом тематика года оправдалась — из одного кризиса удалось очень качественно перейти в другой.
Но это не помешало объявить 2011-й Годом предприимчивости. Ставилась масштабная задача — решительный рывок во всех отраслях и сферах деятельности и выход на уровень передовых европейских стран. Основной движущей силой этого рывка были названы предприимчивость, активность и инициатива. Государство словно говорило гражданам — выкручивайтесь сами. А выход на уровень передовых европейских стран, как показали итоги года, как-то сам собой отложился на неопределенную перспективу.
В 2012-м в экономическую волну неожиданно вклинился Год книги. А 2013-й стал Годом бережливости. Затем ставка была сделана на въездной туризм, и 2014-й был объявлен Годом гостеприимства. Потом были Год молодежи, снова Год культуры и Год науки. Кстати, именно тогда Национальная академия наук презентовала первый беларусский электромобиль, который до сих пор так и не появился на отечественных дорогах.
Ну а 2018-й решено было объявить Годом малой родины. И — то ли наигрались, то ли фантазия иссякла, то ли проблем на малой родине накопилось немерено, но год в итоге решили растянуть на три. Хотя и тут четко прослеживался экономический уклон — речь шла о стимулировании социально-экономического развития регионов.
Ну а потом была избирательная кампания 2020 года и самый масштабный политический кризис за всю историю независимой Беларуси. Властям стало не до экономики, и на первый план вышла идеология. 2021 год в Беларуси был объявлен Годом «народного единства» и запомнился масштабными репрессиями. 2022-й стал Годом исторической памяти и останется в памяти кампанией шельмования исторических национальных символов и национальных героев, да закреплением в официальной науке постулатов западнорусизма. 2023-й власти решили сделать Годом мира и созидания, и в историю он войдет размещением в нашей стране российского ядерного оружия, приглашением в Беларусь наемников из ЧВК «Вагнер» и усилением конфронтации практически со всеми соседями. Насозидали столько, что неизвестно теперь, как разгребать.
Если так пойдет и дальше, то качеству не поздоровится. Как можно заметить, действия режима обратно пропорциональны заявляемым им ценностям. Единство — это репрессии, мир и созидание — площадки для ТЯО и угрозы соседям. Все по Оруэллу. Руководствуясь этой логикой, за качество можно начинать переживать уже сейчас.
А то, что с годами власть уже пошла по второму кругу, демонстрирует — все ключевые проблемы по-прежнему с нами. Те же, что и много лет тому назад. И как ты год не назови, лучше плыть все равно не получается.
Однако если исходить из того, что тенденция придания каждому году определенной тематики развивалась от культуры к экономике, а впоследствии к идеологии, то заявленный режимом Год качества может свидетельствовать и о некоторой смене приоритетов. О сдвиге от идеологии обратно к экономике. Страна вступила в новый политический цикл, властям предстоит пройти через важные избирательные кампании. Так что вектор пропаганды снова надо смещать в сторону обещаний избирателям сытой и счастливой жизни. От угроз — обратно к чарке и шкварке. То есть в публичном поле возвращать страну в более-менее мирную жизнь. Из этого вовсе не следует, что репрессий станет меньше. Просто они станут качественнее.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by