Встреча министров иностранных дел стран — членов НАТО длилась два дня и завершилась в Брюсселе в пятницу. Не обошлось без упоминания Беларуси.
«Сегодня мы завершили наше последнее совещание министров перед саммитом НАТО в Вашингтоне в следующем месяце. Ключевыми пунктами нашей повестки дня были поддержка Украины и сдерживание и оборона альянса. Мы добились значительного прогресса по обоим направлениям.
Что касается Украины, мы согласовали план, который определяет, как НАТО будет руководить координацией помощи в области безопасности и обучения. Это позволит лидерам НАТО запустить эту инициативу на саммите в Вашингтоне в июле, обеспечив нашу поддержку Украины на прочной основе на долгие годы вперед.
Этот план будет включать командование НАТО, расположенное на американском объекте в Висбадене, и логистические узлы в восточной части Альянса под командованием трёхзвёздного генерала, подчиняющегося Верховному главнокомандующему Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SACEUR)», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на финальной пресс-конференции.
Генсек НАТО также говорил о диверсионной деятельности российских агентов в странах — членах НАТО и противодействии этой деятельности. По его словам, последние аресты лиц, совершавших поджоги и другие акты саботажа, службы безопасности центральноевропейских стран провели в том числе благодаря данным, предоставленным разведкой НАТО.
«Министры также обсудили продолжающуюся кампанию враждебных действий, которые Россия ведет против союзников. В последние недели мы наблюдаем всплеск саботажа, кибератак, использования миграции в качестве инструмента и других враждебных действий со стороны России. Мы будем спокойны и взвешенны в том, как мы реагируем на российские провокации.
В то же время мы будем открыто говорить о действиях России и налагать санкции. Сегодня министры согласовали набор вариантов ответа, которые союзники будут использовать как индивидуально, так и коллективно. Это включает в себя усиленный обмен разведданными, улучшенную защиту критически важной инфраструктуры, включая подводные и киберпространства, а также дальнейшие ограничения на деятельность российских разведывательных сотрудников», – сказал Йенс Столтенберг.
В предыдущих выступлениях Йенс Столтенберг говорил о том, что будет добиваться выделения Украине военной помощи со стороны НАТО в размере как минимум 40 миллиардов долларов в год до конца войны, когда бы она ни закончилась. По его словам, складываться будут все члены НАТО в зависимости от раздела ВВП.
Однако во время финальной пресс-конференции этой суммы не прозвучало, к тому же, уезжая со встречи, министр обороны Италии Гвидо Крозетто сказал: «У нас (НАТО) нет 40 миллиардов. Италия не готова взять на себя такие обязательства». Комментируя это, Столтенберг сказал, что пока согласия всех членов нет, но работа в этом направлении ведётся, и он рассчитывает получить согласие от других стран — членов НАТО к финальному саммиту, который пройдёт 9-11 июля в Вашингтоне.
«В некотором смысле есть четыре основные задачи, которые мы должны выполнить для Украины, готовясь к саммиту в Вашингтоне. Первая — это немедленная потребность в возможностях сейчас. Например, системы ПВО – некоторые союзники уже объявили о передаче их Украине, я ожидаю, что ещё больше союзников объявят о своей поддержке в ближайшие дни.
Я назову эти страны, когда они будут готовы к оглашению. Новые объявления последуют в ближайшие дни и недели. Так что самое приоритетное, что нам нужно сделать — это предоставить Украине срочную военную помощь. Затем есть ещё три задачи — это помощь в области безопасности и обучение для Украины от НАТО. План был согласован сегодня, и лидеры НАТО запустят его на саммите НАТО в следующем месяце. Я изложил некоторые элементы этого плана: НАТО будет проводить обучение на учебных объектах НАТО, координировать и планировать взносы и так далее», – сказал он.
По словам генсекретаря НАТО, альянс находится в высшей степени готовности со времени окончания холодной войны и готов к защите любой страны, входящей в НАТО, и помощи союзникам, не входящим в Альянс.
«НАТО сегодня способно защищать, и защищать всех союзников. Мы, безусловно, самая сильная военная сила в мире. Мы представляем 50% мировой военной мощи, и, конечно же, у нас есть возможности для защиты всех союзников сегодня. Мы продемонстрировали это на наших крупных учениях, крупнейших учениях со времен окончания холодной войны, особенно на «Стойкий защитник 2024», которые прошли всего несколько месяцев назад.
Это, конечно же, включает в себя множество передовых систем ПВО, как наземных, так и воздушных. Например, наши передовые самолеты F-35 также очень эффективны в выполнении задач ПВО, у нас есть морские системы ПВО, а также все больше и больше наземных систем ПВО.
Сейчас у нас 500 000 военнослужащих в состоянии высокой боевой готовности, которые могут выполнять задачи в любой точке Европы. Год назад мы согласовали очень амбициозные оборонные планы. Конечно, выполнение всех этих требований займет некоторое время. Мы устанавливаем еще более высокие цели и, конечно, в последующие годы будем достигать этих целей и выполнять эти требования. Одним из способов продемонстрировать это является значительное увеличение оборонных расходов», – сказал он.
Обсуждалась на встрече министров обороны и тематика, связанная с Беларусью. В первый день встречи генсек НАТО говорил о ядерной угрозе с территории Беларуси. При этом он не сказал о том, располагает ли альянс данными, что ядерное оружие действительно размещено на территории Беларуси.
«Защита от ядерной угрозы – важнейшая задача, стоящая перед НАТО. Она обеспечивается не только средствами перехвата, но и американским ядерным оружием, размещённым в Европе по программе Nuclear Sharing и является частью сдерживания. В последние годы мы наблюдаем опасную риторику с российской стороны, объявлено о размещении ядерного оружия в Беларуси, проводятся различные ядерные учения.
Нужно также иметь в виду, что ядерная угроза исходит не только со стороны России, но и со стороны Китая, который активно модернизирует свои ядерные возможности. Мы также пристально следим за ядерными программами в Северной Корее и Иране. Все эти угрозы мы учитываем, когда модернизируем своё оборудование, на протяжении уже многих лет проводим многочисленные испытания и сотрудничаем с партнёрами», – сказал генсек НАТО, отвечая на вопрос корреспондента Wall Street Journal.
Кроме того, министр обороны Литвы Лауринас Кащюнас также высказал обеспокоенность растущим давлением на границе со стороны Беларуси и сообщил, что Литва построит на границе с Беларусью дополнительные укрепления – как в рамках сотрудничества с Польшей, Латвией и Эстонией, так и в рамках собственных национальных решений. Кроме того, он добавил, что Литва не считает режим Лукашенко самостоятельным субъектом, а Беларусь воспринимает как полностью оккупированную Россией территорию.
Однако в НАТО по-прежнему не верят в то, что тактическое ядерное оружие размещено в Беларуси. По информации, полученной Reform.news от источника в штаб-квартире НАТО, разведка альянса не располагает информацией о стационарном размещении тактического ядерного оружия на территории Беларуси и не видит признаков этого, но не исключает, что его могли временно завозить для использования во время учений.