ОсмоLOVEка: узнайте, как семья Шпигельхальтер разрушает девелоперский бизнес минских властей

Похоже, что двадцатипятилетняя битва 1000 минчан за свои квартиры в Осмоловке станет центральным событием, которое объединит беларусов этим летом. Команда #RFRM рассказывает о том, как защита частной собственности на 8 гектарах элитной земли в центре Минска создаёт новый формат сражения за право считаться человеком в этой стране.

Когда группировка ИГИЛ взрывала Пальмиру, беларусы были взволнованы. Тем не менее, террористы ИГИЛ разрушают чужую культуру. Другое дело беларусские власти, которые разрушают культуру собственную (и особенно архитектуру). Да ещё и с таким размахом, что любой ИГИЛ отдыхает на золотистых пляжах Рио-де-Жанейро. Чего стоит десятилетняя «реконструкция» Гродно, которая превратила самый большой по площади «старый город» Беларуси в цепь пустырей и шлакоблочных новоделов? Старожилам после такой «реконструкции» может показаться, будто в Гродно прошел совместный релиз ранее неизданного эпизода битвы за Сталинград и «Весёлой фермы».

Не дремлют не только регионалы, но и минские городские управленцы. 26 июня в администрации Центрального района Минска (ул. Мельникайте, 6) в 18.30пройдет общественное обсуждение плана по разрушению Осмоловки, винтажного микрорайона с человечным масштабом. Проект рассматривается несмотря на то, что Осмоловка ожидает решения о придании статуса историко-культурной ценности и по закону сейчас считается культурно-исторической ценностью без категории. А это значит, что любые действия в отношении Осмоловки, которые не соответствуют законодательству об охране наследия — противозаконны.

В защиту Осмоловки уже встали более 5,600 человек, в том числе многие медиаперсоны: Виктор Мартинович, Сергей Харевский, Юлия Чернявская и наш коллега по проекту #мотолькопомоги Антон Мотолько. Редакция #RFRM собрала главные аргументы, чтобы каждый и каждая из вас пришли в следующий понедельник в администрацию Центрального района Минска и поддержали защитников Осмоловки — а также право её жителей остаться в своих частных домах.

Всё дело в Осмоловке

Осмоловка — уникальный микрорайон в сердце Минска, состоящий из двух жилых кварталов в границах улиц Богдановича, Киселева, Куйбышева и Коммунистической. Это первый типовой район послевоенной столицы, построенный на 8 гектарах земли в 1940х — 1950х годах пленными немцами и итальянцами. Но пусть слово «типовой» не пугает вас. Есть два весомых аргумента в пользу того, что Осмоловка представляет интерес с точки зрения истории минской архитектуры. Во-первых, у этого района совершенно особенные характер и атмосфера, что существенно отличает его от других районов Минска. Во-вторых, это первый пример типового строительства в беларусской столице, разрушенной во время Второй мировой войны.

Даже «Битлы» любят Осмоловку. Фото: greenbelarus.info

И вот сейчас — интрига! — минские городские власти, унаследовавшие свою манеру ведения бизнеса от советской партноменклатуры, решили выбить ногою дверь в чужих квартирах и распорядиться чужим имуществом. Администрация Центрального района Минска пытается снести всё приватизированное жильё в Осмоловке, и выселить около 350 семей, которые приобрели собственность за свои кровные — отказавшись от поездок на «Дажынкі», фестиваль баранок в Сморгони и шоппинга в Дубаи.

Частная собственность как реальность новой Беларуси

Не нужно поднимать Ленина из мавзолея, чтобы узнать, что в нынешней Беларуси государство (которое должно заниматься администрированием налогов и обороной) зачем-то превратилось в самого крупного землевладельца, собственника и бизнесмена.

Несмотря на формально одинаковые законы о ведении бизнеса, существует негласное правило, что они работают по-разному для государства (например, администрации Центрального района, которая хочет забрать собственность жителей Осмоловки) и частный лиц (жителей Осмоловки, которые своё имущество почему-то Центральному району отдавать не хотят).

Согласно опросу, проведенному среди 250 совершеннолетних жителей Осмоловки, только 7% района согласны на переезд. Что ещё важнее, более 70% местных жителей оценивают Осмоловку как культурно-историческую ценность.

Осмоловка расположена в самом центре Минска и кадастровая стоимость земли в этом районе оценивается в более чем 40 млн. долларов. Вероятно, поэтому городские власти хотели бы расчехлить это район на откуп «солидным инвесторам». Правда, по словам городских администраторов, инвесторов сейчас нет и искать их будут только после сноса района. Но они, конечно же, обязательно, однажды, когда-нибудь появятся. И на месте Осмоловки будет построен настоящий сказочный город с блэкджеком и подземными парковками. Сказочный город, вероятно, будет чем-то вроде тех ослепительных дубайско-гонконгских небоскребов, которые построили по оригинальной девятиэтажно-панельной схеме в районе национальной библиотеки.

Как не вспомнить в этой ситуации про инвестпроект на месте старого троллейбусного депо (в пешеходной доступности от Осмоловки)? Напомним, 10 лет назад российские собственники этой недвижимости лили желчь по поводу открытия Галереи Ў под боком у выкупленного россиянами актива. Прошло много лет, а воз, в смысле депо, и ныне там. Полуразрушенное и заброшенное.

Впрочем, что это мы всё о плохом. А давайте поговорим о хорошем. Что если инвесторы и застройщики всё-таки уже есть? Тогда было бы неплохо, чтобы глава администрации Центрального района, а по совместительству — обычный гражданин Республики Беларусь — Игорь Иваныч Бузовский (который живёт за налоги граждан из Осмоловки и других тенистых уголков центра нашей солнечной столицы), огласил весь список, пожалуйста. Потому что у людей есть вопрос — cui bono, мистер Бузовский? Мы не претендуем на славу Андрея Дмитриева и Татьяны Короткевич, но все же хотелось бы, чтобы в тон всегда актуальному беларусскому бренду Бузовский говорил правду.

Нас ждут большие планы!

В Беларуси чиновники почему-то считают самим собой разумеющимся, что если они принимают решение лишить кого-то недвижимости в угоду инвесторам (и ради известных только чиновникам «интересов народа»), то владельцы желанного имущества должны поднять лапки вверх и прятаться в норку. Господа чиновники, право на владение и распоряжение частной собственностью – это неотъемлемая часть рыночной экономики. И если Беларусь уже почти четверть века пытается стать частью глобального рынка, то нужно имплементировать правила глобального рынка, а не мастерить колхозную ярмарку, где отношения частной собственности это что-то такое, с чем приходится время от времени невольно мириться или чем приходится регулярно пренебрегать.

А что если это просто такая многовековая беларуская традиция — становиться бесхребетным жидким овощем, когда за твоей собственностью приходят чиновники в серых костюмах? Редакция #RFRM узнала: нет такой традиции.

Великая Хартия Вольностей действует в UK с 1215 года. Наш Статут поновее будет!

Статут ВКЛ более 400 лет назад установил строгий запрет на нарушение прав частной собственности любым человеком (вплоть до монарха) на территориях, где сейчас находится страна под названием Республика Беларусь. Статут ВКЛ как источник права, основанный на локальной и европейской юридических традициях, действовал на территории современной Беларуси с начала 16 века и сохранял свою силу как свод законов для народов ВКЛ не только после создания федеративной Речи Посполитой с Королевством Польским, но даже в условиях агрессивной российской оккупации — вплоть до 1840 года! Статут ВКЛ не предусматривал нормы, согласно которой нужно прятаться в норку, если чиновник в сером костюме посягает на твоё жильё.

Откуда тогда чиновничье ощущение, что местные жители должны прятаться в норку? Дело в том, что в 1919 году Конституция большевистских властей ССРБ из числа коммунистических террористов и уголовников, объявила всю частную собственность на контролируемой «советами» территории государственной. Попросту говоря, украла у жителей этой страны всё имущество — от жёлтых с пятнами трусов до золотистых куполов. К счастью, нынче Конституцией ССРБ даже зад во дворцовом флигеле подтереть нельзя, потому что советская бумага была слишком жесткая. Следующие на очереди в тень дворцового флигеля — советские понятия о всемогуществе чиновников.

Время коммунизма в нашей стране прошло, а значит нашим согражданам, среди которых есть и чиновники, было бы неплохо осознать, что администрация Центрального района — это всего-навсего группа наёмных рабочих, вроде тех специально обученных людей, которые метут дворы или обрезают летним утром кусты вдоль вычищенных дорог. Когда Бузовский говорит, что на сносе Осмоловки город сможет заработать, у людей в соцсетях возникает резонный вопрос:

Господин Бузовский, назовите фамилию или фамилии города, который заработает на сносе и редевелопменте Осмоловки.

Более того, города, улицы и кварталы — это не просто места, по которым люди добираются с дома до работы и обратно, или просто строят заводы. Люди в этой стране хотят жить. А слово «жить» подразумевает намного больше, чем с дома до работы и обратно или просто строить завод.

Осмоловка важна не только как место жительства, но и просто как место, где можно наслаждаться жизнью. На территории Осмоловки почти 700 деревьев возрастом от 40 до 70 лет и ещё столько же растений поменьше. По площади этот район сравним с парком Янки Купалы, а деревьев там всего в два раза меньше. Так может быть, девелоперам заодно и парк Янки Купалы закатать в асфальт, чтоб два раза не бегать?

Сферическая Осмоловка в вакууме. Фото: variant-an.by

Желания администрации в отношении Осмоловки или любой другой частной собственности в Центральном районе — это только тогда реализуемые инвестпроекты, когда они не идут в расход с желаниями собственников имущества. В другом случае — это нарушение прав владельцев такой собственности, это нарушение закона. Тем более рядом с Осмоловкой есть прекрасная государственная собственность — девять гектаров гнилого, как труп советской Конституции, государственного завода «Горизонт». Вот его бы администрации Центрального района разобрать, это же их, государственный, бизнес там на ладан дышит.

А если тысяча собственников Осмоловки говорит администрации Центрального района «идите к черту» — то администрации именно так и остаётся поступить.

Ведь если с лишением свободы слова или публичных собраний беларусы как-то за двадцать лет смирились, то собственность и имущество — это то, что отбирать у беларусов просто взрывоопасно. Потому что беларусы ведь люди сами по себе довольно непредсказуемые, могут за посягательство на свое имущество откусить любому абстрактному злоумышленнику руку или половой член, или еще какую-нибудь нужную в быту вещицу.

Осмоловка по версии Владимира Малявко.

Так почему всем нужно объединиться вокруг Осмоловки?

Потому, что только отвоевав свои еду, воду и жилище, человек надстроил над ними свободную рыночную конкуренцию, верховенство права и прочие демократии. Собственность — первая из наших свобод, и сейчас её пытаются отстоять 350 семей из 40 домов в Осмоловке.

В 2017 году Осмоловка превращается в то, что в США и Британии называют «спайкс» и «холдаутс», а в Китае — «дома-гвозди». Это — квинтэссенция силы прав частной собственности, только у нас не дом-гвоздь, а «район-гвоздь».

Что такое «дома-гвозди» и почему в Осмоловке, а не на Зыбицкой, происходит, возможно, самое важное событие этого года и зарождение беларусского чуда?

В роли лирического отступления — семья Шпигельхальтер

В 1927 году владельцы престижного лондонского универмага Wickhams, известные своим высокомерием, решили расширить здание своего и без того большого магазина на Майл Энд Роуд в районе Ист-Энд — и вытеснить всех владельцев маленьких лавок в квартале вокруг комплекса Wickhams.

Дела девелоперов из Wikhams шли отлично — они одного за другим красиво выдавили всех владельцев магазинчиков вдоль Майл Энд Роуд, где была задумана стройка нового торгового комплекса Wickhams Department Store.

Ювелирная лавка Шпигельхальтеров в 1900 году. Фото: yorkbeach.co.uk

Всё шло хорошо — но только до того момента, пока высокомерным воротилам из Wikhams не встретились настолько же высокомерные и упрямые ребята из дружной немецкой семьи Шпигельхальтеров, которая к тому времени уже несколько десятилетий владела зданием крошечного ювелирного магазинчика Spiegelhalters Jewellers по адресу 81 Mile End Rd.

Ювелирный Spiegelhalters Jewellers не только оставался последним зданием, что стояло впритык с уже существующими постройками Wickhams — но и местом, где трое братьев Шпигельхальтер вышли на свет Б-жий из материнской утробы.

Видимо, поэтому в ответ на предложение Wichams о продаже магазинчика, трое братьев Шпигельхальтеров решили, что в гробу видали предложение именитого универмага и ответили девелоперам твердым «нет».

Wichams в наши дни. Фото: independent.co.uk

Стройка нового комплекса универмага Wickhams Department Store закончилась тем, что в абсолютном бессилии против отказа братьев Шпигельхальтеров (и их прав на свою частную собственность) девелоперы одного из самых внушительных бизнесов Лондона вынуждены были «обогнуть» с трех сторон своим огромным зданием маленькую ювелирную лавку с двумя небольшими окнами на первом этаже.

Более того, огромную башню нового универмага пришлось подвинуть в сторону от места, где стоял домик Шпигельхальтеров, да ещё и полностью разрушить красивую симметрию псевдоклассического здания с колоннами.

В 1960 году универмаг Wickhams Department Store закрылся, так и не избавившись от назойливого двухэтажного домишки.

А семья Шпигельхальтеров благополучно увидела как по Майл Энд Роуд проезжает катафалк с телом универмага Wickhams и продолжила жить в своём доме-магазинчике до 1988 года — пока не переехала в другое место.

Wickhams Department Store сегодня. Фото: panoramaeast.org.uk

Здание ювелирной лавки Шпигельхальтеров в Лондоне стоит по сей день, и вызывает только теплый чувства у жителей Вэст-Энда. Это типичный пример «дома-гвоздя», когда при девелопменте и редевелопменте жители отдельно взятого дома принципиально отказываются выселяться из своего жилья по предложению девелоперов. Не найдя другого выхода, девелоперы вынуждены снова и снова делать предложения стойким жильцам, чтобы закончить строительство. В конце концов, владельцы «неудобной» недвижимости либо сохраняют своё имущество, которое разламывает окружающую реальность и планы ушлых девелоперов, либо получают очень хорошие компенсации и строят шикарное жильё в другом месте.

В наше время «дома-гвозди» превратились в один из символов китайского строительного бума, где хаотичная застройка крупных мегаполисов то и дело напарывается на упорных домовладельцев. Чуть реже такие ситуации происходят в Британии, США, Германии и Японии.
Так, с 1966 года аэропорт Нарита в Токио тщетно пытается выкупить землю у фермеров, которые живут вокруг аэропорта. Третья полоса в аэропорту так и не появилась, а вторая полоса по-прежнему надвое разделена эко-фермой с курочками:

Google Earth

В китайской провинции Шаньси девелоперы решили выкупить землю кладбища и договорились о выкупе могил родственников со всеми семьями. Но что-то пошло не так и договориться удалось со всеми, кроме одной, которая отказалась от компенсации в $160,000:

AFP | Getty Images

Владелица этого дома в другой китайской провинции, Чжэцзян, отказалась переезжать, потому что компенсация за переезд ей показалась слишком мала:

Reuters

Да что говорить, даже в России долгие годы не сносили « Дом Сидякиных», который мешал расширению одной из крупнейших автомагистралей Москвы:

rg.ru

Кажется абсурдом, но даже в коммунистическом Китае и авторитарно-бандитской России уважают собственность больше, чем в администрации Центрального района всей из себя демократической Беларуси!

Тогда зачем все это?

Срочной необходимости застройки Осмоловки нет. Острого социального запроса на строительство в этой части города нет. Тогда зачем все это и где национальный интерес? Может быть, в Осмоловке срочно нужны:

а) сорокаполосная дорога?
б) восьмидесятиэтажная клиника?
в) стодвадцатиэтажная школа?

На вопрос телезрителей отвечает старая подруга проекта #RFRM, а по совместительству покойная премьер-министр Великобритании, баронесса Маргарет Тэтчер:

«нет, нет, нет».

Для строительства элитного жилья в центре Минска есть много других объектов низкой культурно-исторической ценности, которые можно снести — вот, например, безликое здание администрации Центрального района. Или Большой театр оперы и балета (под боком у жителей Осмоловки), который только портит внешний вид города и настроение его улыбчивых жителей своей огромной серой массой на фоне милых сердцу розовых панельных девятиэтажек.

Разрушенный Минск, 1944

Между прочим, существует легенда про Иосифа Лангбарда — архитектора, который придумал образ Большого театра оперы и балета в Минске, но жутко не любил этот проект и считал его худшим в своей карьере. Когда Лангбард в 1944 году вернулся из советского тыла в послевоенную столицу БССР, в которой кроме театра мало что сохранилось, архитектор сокрушался от неудачи — он надеялся, что единственным зданием, которое будет уничтожено в пожаре войны, будет театр, который он спроектировал.

Так что у Бузовского, наконец, есть шанс: стать классиком, исполнив волю классика. Разрушить Осмоловку может даже пьяный дед, а вот разрушить театр оперы и балета — это достойный масштаб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!