Кресло под премьер-министром Романом Головченко закачалось еще сильнее. Сегодняшнее совещание у Александра Лукашенко по вопросам пассажирских перевозок превратилось в демонстративную порку главы правительства и председателей облисполкомов. Выглядит так, словно правитель мысленно уже распрощался со своим премьер-министром.
«Молочное дело»
Хотя встреча была посвящена теме автомобильных пассажирских перевозок, Лукашенко неожиданно решил остановиться на раскрытии преступных схем в молочной отрасли.
Напомним, в начале ноября в медиа появилась информация о задержании руководителей нескольких молочных предприятий. Речь шла о «Лепельском молочном комбинате», о могилевском молочном холдинге «Бабушкина крынка», а также о других предприятиях отрасли.
На сегодняшнем совещании Лукашенко рассказал некоторые детали. По его словам, в разработку были взяты восемь коммерческих групп, «которые установили контроль на выгодных для себя условиях над экспортом в Россию продукции ряда отечественных молокоперерабатывающих предприятий». Эти группы создали в России подконтрольные коммерческие структуры, «что позволяло продавать молочную продукцию с минимальной наценкой, а затем реализовывать товар конечному потребителю по более высокой цене, занижая налогооблагаемую базу». И «путем подкупа отдельные коммерсанты получали право первоочередного распределения молочной продукции – масло, сыры, другой молочной продукции».
Как уточнил председатель КГБ Беларуси Иван Тертель, по этим делам задержано 26 человек, на данный момент 15 арестовано.
Правительство под подозрением
Лукашенко заявил, что полученная информация показала: «реализация схемы не могла осуществляться без участия должностных лиц предприятий и госорганов». По его словам, «там светятся и члены правительства».
Конкретные фамилии он называть не стал, сославшись на продолжающееся следствие. Но уточнил, обращаясь персонально к премьеру Головченко: «Роман Александрович, тоже ответите, если будут ваши лица». Пока же главу правительства обвинили в отсутствии «системы реализации продукции».
Речь об отставке премьера уже заходила в июне. Тогда Лукашенко, выслушав доклад Головченко, заявил, что если правительство не выполнит прогнозные показатели — «первыми вы и первый вице-премьер уходите в отставку». «Делаете – спасибо, ордена, награды. Не выполнили – ну, надо по-мужски поступить. Вот поэтому давайте так и договоримся, чтоб не было обид потом», — уточнил он.
В октябре Лукашенко обвинил правительство во вранье. «Меня больше всего в последнее время <> волнует то, что наше правительство вместо того, чтобы конкретным делом заниматься, начинает врать и дезинформировать президента. Для того чтобы показать себя в лучшем свете», – сказал он на совещании по стратегическим проектам.
И добавил, что без телекамер готов доказать вранье правительства на конкретных примерах.
Могло показаться, что Лукашенко мысленно уже распрощался со своим премьер-министром. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и традиционную привычку правителя показательно распекать чиновников любого уровня, зарабатывая, таким образом, симпатии части электората.
Тем временем во второй половине года ситуация в экономике несколько улучшилась. По словам Головченко, «маховик раскручивается». И, не случись форс-мажора, на прогнозные показатели правительство выйти должно. Тут бы премьеру и подуспокоиться, но не к месту на голову правительства свалилось «молочное дело». Кресло под Головченко зашаталось еще сильнее. Ну а количество «утечек» о «молочном деле» в медиа позволяет предположить, что команда «сливать» премьера все же была дана.
Новый цикл
Схема со сменой премьера накануне нового электорального цикла в нашей стране срабатывала далеко не всегда. Новейшая история знает примеры, когда глава правительства «переживал» на своем посту и президентские, и парламентские выборы, продолжая исполнять свои обязанности. Другой разговор, что предстоящий электоральный цикл имеет свои особенности.
Согласно новой Конституции, вступившей в силу в марте прошлого года, полномочия парламента расширяются. Согласно Основному закону, премьер-министр назначается президентом с предварительного согласия Палаты представителей. То есть Лукашенко теперь должен согласовать кандидатуру на пост главы правительства с вновь избранными депутатами парламента.
Понятно, что это не более чем формальность. И предложенная Лукашенко кандидатура будет одобрена. Но не случайно правитель заявлял, что новый Основной закон открывает «новую главу нашей истории». Так что этим формальностям будет уделено повышенное внимание.
Конечно, никто не мешает Лукашенко представить на утверждение депутатам нового-старого премьера. Но это маловероятно. Хотя бы потому, что он наверняка захочет «начать с чистого листа», ментально распрощавшись таким образом с прошлым, и оставив там многие не особо дорогие ему фигуры. И Роман Головченко рискует попасть в когорту тех, кто останется за бортом при формировании новой системы. К тому же нельзя исключать, что Лукашенко видит некую конкуренцию в лице главы правительства, который может отобрать у него лавры «победителя над введенными санкциями». Или ему необходимо найти высокопоставленного чиновника, на кого можно списать имеющиеся провалы и недочеты. Но, скорее, Головченко просто фигура из прошлого, страницу которого Лукашенко не терпится перевернуть. Так или иначе, но в правительстве нового электорального цикла мы наверняка увидим немало изменений. И одним из ключевых будет фигура нового премьера.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: