В мире разгорается торговая война. Основные боевые действия разворачиваются между США, Китаем, Евросоюзом и другими развитыми экономиками. Останется ли Беларусь в стороне, или нас тоже заденет?
8 марта президент США Дональд Трамп подписал указ о введении импортных пошлин на алюминий и сталь в размере 10 и 25%. Для ряда стратегических союзников были сделаны исключения. Они получили месяц на переговоры. В результате Австралия, Южная Корея, Бразилия и Аргентина смогли добиться исключения из правила. С Канадой, Мексикой и Евросоюзом переговоры велись в течение двух месяцев, однако к согласию стороны так и не пришли. Стальные пошлины начали действовать против них в июне.
Все три страны подали жалобу в ВТО, а также ввели ответные меры, призванные компенсировать американские пошлины. Они подняли тарифы на товары из США пропорционально предполагаемому ущербу, который был нанесен их экспорту. Аналогичные действия постепенно предпринимают и другие страны: Россия, Турция. Они также подняли пошлины на некоторые американские товары.
В конце марта Трамп подписал меморандум «О борьбе с экономической агрессией Китая». Он предполагал введение импортных пошлин на китайские товары стоимостью в 50 млрд. долларов. Кроме того, предписывалось разработать меры против китайских инвестиций в американские компании. Китай и США также провели два месяца в переговорах, но ни о чем не договорились.
С 6 июля США ввели пошлины на китайские товары на сумму 34 млрд. долларов, в основном по технологическим позициям. Китай ответил аналогичными мерами, подняв ввозные пошлины на соевые бобы, вина, свинину и другие товары. Список КНР также затрагивает 34 млрд. долларов американского импорта в страну. Администрация Трампа через буквально через неделю выступила с новыми угрозами. На этот раз речь идет о 10% пошлине на 200 млрд. китайского импорта. Всего же речь может идти о санкциях, которые затронут до 500 млрд. долларов. Китай демонстрирует готовность отвечать на любые выпады США.
Эскалация конфликта может продолжиться не только на китайском фронте. У Трампа еще есть претензии к европейским автомобилестроителям. Он грозит ввести пошлины на европейские машины и запчасти к ним, что не понравится Евросоюзу.
Евросоюз уже заявил, что в свою очередь может ввести импортные пошлины на сталь и алюминий. По мнению представителей европейского стального бизнеса, товарные потоки уже переориентировались с американского рынка на европейский и дестабилизируют его.
Самым худшим сценарием может стать цепная реакция, когда страны будут вводить пошлины друг против друга, защищая свои рынки. Объемы международной торговли сократятся, а рост мировой экономики замедлится. Например, Еврокомиссия уже снизила прогноз экономического роста ЕС на 2018 год с 2,3 до 2,1%.
Нашу страну торговая война заденет. Вопрос только в том, как сильно и каким именно образом.
Американские пошлины на сталь и алюминий были введены и в отношении всех стран мира, а значит, коснулись и беларусского экспорта. Сильно расстраиваться по этому поводу не стоит. Доля американского рынка в структуре поставок недрагоценных металлов и изделий из них из нашей страны невелика. Например, за январь-апрель поставки в целом составили 732,7 млн. долларов, а в США – только 16,5 млн. долларов.
Надо заметить, что
поставки некоторых видов стальной продукции из нашей страны на американский рынок были ограничены еще до указа Трампа.
В конце прошлого года, по жалобе американских производителей, Минторг США признал демпингом поставки катанки из Беларуси, России и ОАЭ. В отношении нее были введены заградительные антидемпинговые пошлины. Американцам не понравился рост продаж беларусской катанки в 2016 году. Действительно, за год она выросла почти вдвое: с 7,9 до 14,4 млн. долларов.
12 июля представители «Белорусского металлургического завода» пролили свет на влияние трамповских пошлин. Как оказалось, объемы не пострадали. Речь шла о бесшовных трубах. Американские партнеры и потребители согласились с увеличением цен. Кроме того, они обратились в Минторг США с ходатайством о выводе беларусских труб из-под действия указа. Это возможно, если они будут признаны товаром, не имеющим аналогов в США.
Решение пока не принято.
Сложнее будет, если Евросоюз начнет защищать свой рынок стали. Снизятся поставки еще и на этом направлении. А страны ЕС покупают в разы больше беларусской продукции. Основным же экспортным рынком остается российский, где хватает своих производителей, поставляющих сталь в Европу и США. Потеряв объемы на этих направлениях, они могут заинтересоваться тем, что же такое продают беларусы в их вотчине.
Любой из негативных сценариев плохо скажется на экспортной выручке БМЗ, которому надо обслуживать немаленькие кредиты, взятые на модернизацию.
Мировая торговая может стать и окном возможностей для некоторых беларусских экспортеров. На первом месте тут всем известная молочка.
Стальные пошлины Трампа были восприняты большинством стран достаточно болезненно, особенно союзниками США, тем более партнерами по NAFTA. Поэтому вводя ответные меры, они часто выбирали действительно чувствительные для США позиции. Например, Канада и Мексика ввели запретительные пошлины на молочную продукцию. При этом Мексика была главным экспортным рынком для американского сыра.
Фьючерсы на сырое молоко в США после этого упали в течение недели на 10%. При этом ни Мексика, ни Канада не останутся без молочки. У них есть зона свободной торговли с Евросоюзом, чьи производители с удовольствием заместят американских. Но почему бы не попытать счастья и беларусам?
Звучит фантастически, но в апреле, по данным Белстата, из нашей страны в Канаду было экспортировано 8 тонн сыра. Немного, но, возможно, это только начало.
Молочная продукция значится и в одном из ответных списков Китая. Беларусский Минсельхозпрод очень хочет увеличить сбыт молока в КНР. Так что, если китайский рынок закроется для американской молочной продукции, у нашей молочки будет конкурентом меньше. Правда, принципиально это задачу не упростит. Есть и другие конкуренты, например, Новая Зеландия.
Торговые ограничения в состоянии привести к тому, что в одних регионах может образоваться избыток товара, а в других – дефицит. Цепочки поставок, как правило, формируются годами и существуют десятилетиями. Разорвать их легко, а восстановить не так просто.
С молочкой мы немного разобрались. Есть еще и соя. Китай является одним из крупнейших импортеров соевых бобов. Самые большие производители – США и Бразилия. В США сою убирают в конце лета и осенью, в Бразилии – в конце зимы и весной.
После введения импортных пошлин американская соя подорожает для китайских трейдеров. Они будут искать альтернативу, что увеличит цену на бобы из других регионов. В то же время американцам будет сложнее продать излишки. Вероятно, они постараются снизить цену.
Если повезет, то беларусские производители кормов смогут ввезти качественное и относительно недорогое белковое сырье.
В то же время торговые войны могут привести к снижению цен на сырьевые товары. Беларусь, несмотря на развитый промышленный сектор, основные деньги от экспорта зарабатывает на сырье или первом переделе: нефтепродуктах, калийных удобрениях, сельхозпродукции. Чем ниже цены, тем ниже доходы – это хорошо прочувствовала наша экономика в 2015-16 годах. Например, Беларуськалий тогда перестал быть одним из самых прибыльных в стране. Его чистая прибыль упала в разы.
11 июля стало известно, что Дональд Трамп пригрозил Китаю новыми пошлинами на 200 млрд. долларов. Это очень не понравилось рынкам. Нефть марки Brent за день подешевела с 79 до 73,7 долларов, что стало самым большим падением с пресловутого 2014 года. Чем ниже цены на нефть, тем ниже доходы российской экономики, а это основной рынок сбыта для беларусских товаров.
Наша страна традиционно экспортирует меньше товаров, чем импортирует. Положительный торговый баланс в последние два года обеспечивается за счет услуг, а также за счет сокращения дефицита в торговле товарами. Однако, падение цен, снижение спроса в России может вернуть нашу страну в ситуацию, когда хрупкий профицит внешней торговли сменится дефицитом, что создаст давление на рубль.
В итоге, чем хуже внешняя конъюнктура, тем сильнее вылезают наши внутренние проблемы.