Александр Лукашенко считает, что госорганы не продемонстрировали адекватную реакцию на последствия воскресной бури в Могилевской и Гомельской областях, а также назвал их работу в первые дни отвратительной. Об этом он заявил на селекторном совещании в пятницу.
«Никакой реакции, кроме обычной реакции энергетиков. Адекватной реакции на это событие — быстрой, четкой, военной — не было. Отвратительная работа. В первые часы и дни работы. Я это видел. Поэтому начал колошматить губернаторов и других», — сказал он.
Как сообщает пресс-служба Лукашенко, председатель КГК Василий Герасимов доложил, что не везде было налажено взаимодействие между различными органами, а в отдельных случаях «вместо оперативных действий начали объявлять тендеры по поиску подрядчиков для устранений последствий стихии».
«Идут дожди, крыши у людей в домах нет, как и на животноводческих помещениях, а они торгуются, по какой цене шифер завезти. В это чрезвычайное время надо было шифер уложить, а потом уже договариваться об оплате», — отреагировал на это Лукашенко.
Герасимов также сообщил, что для получения помощи из резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС требуются правоустанавливающие документы на все объекты, что в ряде случае невыполнимо.
«Восстановите нарушенные крыши домов и прочее, а потом будем разбираться. Какие правоустанавливающие документы, если на некоторые помещения в колхозах никаких документов не будет! Вы, что, ждете, пока там скот погибнет? Это говорит о том, что не только в МЧС, но и в правительстве не разобрались с этим вопросом», — возмутился Лукашенко.
Он поручил к началу августа предоставить ему всю информацию о ликвидации последствий. Кроме того, он считает, что необходимо наградить тех, кто отличился и вел себя героически в последние дни.
«В начале августа вы должны мне положить на стол все эти «уроки»: этих наградили, этих наказали, здесь закупили, в резерв положили что нам надо (потому что материальные резервы будут расходованы прилично, их надо будет восстановить). Правительству — на контроль, чтобы в начале августа мне было доложено», — потребовал он.
«Когда вы закончите работы по восстановлению электрических линий, как это было до урагана?», — спросил Лукашенко у министра энергетики.
«Те лини, которые должны быть задействованы в электроснабжении населенных пунктов, — в течение месяца. Будут работать дизельгенераторы. Но мы составим график посуточно и будем двигаться по всем населенным пуантам, чтобы с каждым днем количество дизельгенераторов уменьшалось», — ответил Виктор Каранкевич.
Лукашенко потребовал «поджать сроки».
«Губернаторы, возьмите это на контроль. Требуйте, чтобы были восстановлены все линии электропередач. А хилые, худые линии нужно заменить. Это большая работа, не одного дня. Но мы с ним договорились, что надо делать. Это надо взять на контроль», — сказал он.
Контролировать работу энергетиков должны и новоназначенные уполномоченные по регионам.
«Если надо, разделите первоочередные и длительные сроки. Притом энергетиков надо поджать. Месяц, возможно, это многовато. Я понимаю, с учетом замены линий электропередач», — сказал он.
«1200 населенных пунктов только в Гомельской области было разрушено фактически. Одним мигом это не сделаешь, не восстановишь. И еще добавляю задачу! Все более слабые линии электропередач — заменить», — добавил Лукашенко.
По его мнению, главным уроком должно стать то, что все проблемы нужно решать оперативно.
«Быстро и оперативно надо решать вопросы. Уроки — вот главный из этого вывод. И я еще раз требую от уполномоченных и помощников на местах немедленно выехать на места и разобраться с этими вопросами. Надо — подключим армию. Наша страна компактная. Мы знаем, что делать», — поручил он.
«Если у Каранкевича не хватало столбов или проводов, по-народному говоря, значит, надо сделать этот запас. Если вы не развернулись как следует, учтите это. Это должен быть капитальный для нас урок», — сказал Лукашенко министру по чрезвычайным ситуациям Вадиму Синявскому.
«Страшное явление. Надо сделать выводы. Бог нас тюкнул по макушке (не знаю, правда, пока за что), но и пожалел, — добавил он, отметив, что ситуация на «Мозырском НПЗ» оставалась под контролем. — Хорошо, что обошлось без катастрофы. Это были бы потери на сотни миллионов долларов. Бог нас пожалел».
Лукашенко также не преминул, чтобы бросить камень и в огород тех пострадавших от непогоды, которые, по его мнению, не участвуют в ликвидации последствий.