Другое дело – игры, мобильные приложения и программное обеспечение, которое производят в индустриальном парке в Минске, пишет Los Angeles Times.
За последние несколько лет ПВТ продемонстрировал впечатляющий рост – теперь тут около 50 стартапов и аутсорсинговых компаний, в которых работают десятки тысяч человек. Правительство поддерживает развитие IT-сектора, предоставляя ПВТ налоговые льготы и предлагая безвизовый режим для иностранцев.
IT-предприниматели, например, Игорь Шойфот, партнер-основатель TMT Investments, без сомнений инвестируют в страну. В 2014 году, когда инвесторы из США еще были редкостью в Беларуси, компания Шойфота инвестировала $400,000 в PandaDoc, стартап, разрабатывающий инструменты для электронных подписей и электронного документооборота. Через несколько лет примеру последовала калифорнийская инвестиционная компания Altos Ventures. С тех пор PandaDoc привлекла $20 миллионов инвестиций, в том числе от Microsoft Ventures и Европейского банка реконструкции и развития, и перенесла головной офис в Сан-Франциско.
Среди других историй успеха – «женский календарь» Flo Period Tracker и приложение для селфи Masquerade, который в 2016 году купил Facebook.
Беларсский IT-сектор начался как аутсорсинговый центр после распада СССР. В 1993 году Аркадий Добкин основал компанию Effective Programming for America (EPAM), когда «у нас не было ничего, кроме таланта». Сегодня у компании штаб-квартира в Ньютауне и представительства в десятке стран, EPAM стала крупнейшей аутсорсинговой компанией Европы с 22 000 сотрудников и выручкой $1,45 миллиардов в 2017 году.
Сегодня для многих беларусов сфера IT – альтернатива эмиграции или бедности в стране со средней зарплатой менее $500. По всему Минску встречается реклама школ программирования, университеты выпускают тысячи программистов в год, а такие компании, как Cisco, открывают лаборатории для обучения талантливых студентов.
Хотя большой поток инвестиций идет из Калифорнии, существенный объем средств поступает из России.
Виктор Прокопеня, один из самых известных беларусских IT-предпринимателей и руководитель компании VP Capital, сотрудничает с Михаилом Гуцериевым, другом Лукашенко, занимающим 20-ю строчку в рейтинге самых богатых людей России. Он вложил в беларусские стартапы 100 миллионов долларов.
Один из таких стартапов – Banuba. Один из продуктов компании позволяет определять возраст, пол, цвет кожи и волос потенциального потребителя для создания персонализированной рекламы.
Тем не менее поведение Лукашенко внушает опасения, что тепличные условия могут внезапно закончится.
В 2017 году Лукашенко подписал декрет о легализации криптовалют. Эксперты правительства все еще разрабатывают детали проекта, чтобы потенциальная золотая жила не превратилась в хаос.
Антикоррупционные организации уже предупреждают о рисках, опасаясь, что крипотовалюты, которые почти невозможно отследить, могут использоваться россиянами для отмывания денег и обхода западных санкций.
«Лукашенко превращает Беларусь в «прачечную» для российских денег», – заявил изданию беларусский бизнесмен, проживающий в ЕС. Он отказался назвать свое имя, опасаясь проблем с инвестициями в Беларуси.
Есть признаки, что Беларусь остается верной советскому авторитаризму. В начале августа этого года 18 журналистов из независимых беларусских СМИ и одного западного задержали якобы за нелегальный доступ к платной ленте новостей государственного новостного агентства.