iSANS провел новый мониторинг нарративов российских медиа по COVID-19, рассчитанных на международную, русскоязычную и российскую внутреннюю аудиторию, чтобы оценить возможную эволюцию и изменения направления кремлевской пропаганды. Предыдущий общий мониторинг и мониторинг нарративов, направленных на Беларусь, выделил основные направления удара.
В ходе мониторинга за конец марта — середину апреля мы отсмотрели всю «экосистему» российских медиа, вовлеченных в системное распространение кремлевских нарративов — это МИА «Сегодня» (Спутники, РИА «Новости», спецпроекты), ТАСС, медиа-холдинг Пригожина «Патриот», медиа, напрямую или опосредованно контролируемые Администрацией президента РФ, «Национальная Медиа Группа» (Ковальчуки), медиа, связанные с Константином Малофеевым, медиа, связанные с акторами ГосДумы, а также медиа- и телеграм-каналы, направленные на сообщество СНГ.
Мы заметили появление новых тем и приемов, в том числе, в качестве реакции на внешние события, а также уход на задний план нескольких старых. Очень ярко высветилась именно антиамериканская направленность пропаганды этого отрезка времени, а также откровенная поддержка Китая, фактически информационный альянс на уровне госСМИ. Ушла в маргинальные «рептилоидная» теория заговора, и теперь скорее используется для высмеивания действий Запада.
Напомним, что с момента прошлого мониторинга существенно изменилась ситуация по COVID-19 в самой России — резкий рост заболеваемости коронавирусом, полицейские меры и драконовские штрафы за нарушение режима самоизоляции, предельная нагрузка на медицинскую систему, в том числе, заболевания и смерти медиков, растущее социальное недовольство, случаи изоляции деревень и городов, в которых обнаружено высокое число заболевших, ковид-бунты в тюрьмах и колониях. Значительная часть всего этого не попадает в официальные российские медиа.
Появление и рост этого тренда мы заметили во второй половине марта — начале апреля. Это, со всей очевидностью, такой ответ докладам ЕС и США о российской дезинформации, но не только. Этот нарратив направлен как на международную, так и на домашнюю аудиторию. Сначала «борьба с фейками» представляла собой простую смесь статей, где были действительно полезные советы, как отличить правду от мифа о COVID-19, и статьи-ответы ЕС и США в стиле «вы все врете», «докажите» и «всегда во всем винят Россию».
Однако буквально за две-три недели произошла эволюция, и теперь уже условный Запад назначен основным источником фейков и теорий заговоров в стиле рептилоидов и 5G — распространителя COVID. Теперь и для домашней, и для международной аудитории созданы справочные статьи — коллекции самых безумных теорий «западного происхождения», взятых с маргинальных сайтов, находящихся в ЕС и США. Эти коллекции используются в «просветительских» целях, а также для того, чтобы в нужный момент поставить ссылку со статей в защиту Китая или для того, например, чтобы сделать неясным и высмеять смысл проводимого в США расследования про распространение коронавируса.
Еще один эффективный прием — процитировать собственно в статьях фейки и ошибочную информацию о COVID, опубликованные западными медиа, и подчеркнуть их некомпетентность. Впрочем, даже если в статье-оригинале, особенно статье-расследовании о российской дезинформации, не находится существенных содержательных ошибок, то ее суть можно пересказать по-русски в очень вольной интерпретации, представив эту «сатирическую» интерпретацию как основные тезисы статьи.
Например, в разборе недавней статьи в The New York Times о долгой войне Путина с американской наукой без внимания были оставлены некоторые фактические неточности, но зато практически полностью перевраны основные посылы статьи.
Вот, например, нарративы, которые используются в статье-разборе расследования The New York Times, статьях о расследовании США о распространении коронавируса и статьях о демонстрациях в США против локдауна:
В самой России, похоже, к борьбе с фейками подключили Фонд Защиты Национальных Ценностей, который связан с Пригожиным, а возглавляет его бывший руководитель одного из пригожинских медиапроектов Александр Малькевич. В начале апреля Фонд представил методичку по борьбе с фейками о КОВИД.
Примечательно, что в этой методичке в качестве первых двух основных источников фейков указаны Запад, который желает нанести вред России таким образом, и российская оппозиция в России и эмиграции, которая сотрудничает с Западом по принципу «чем хуже, тем лучше».
В публикациях в сети пригожинских и малофеевских медиа руководитель фонда ратует за высокие штрафы и публичную ответственность «распространителей фейков», а также за полный запрет анонимности в интернете. Здесь же повторяющиеся атаки на Facebook, Youtube и другие западные платформы, которые отказываются передавать личные данные пользователей в Россию.
Таким образом, внутри России «борьба с фейками» о COVID-19 используется для:
Как мы уже упоминали выше, довольно серьезные усилия направлены на высмеивание и в принципе запутывание читателя о целях расследования США по распространению коронавируса. Мы не будем сейчас вдаваться в рассуждения, зачем это делать российским медиа — на это есть множество причин. Результатом же является намеренное введение в заблуждение читателя, как русскоязычного, так и говорящего на других языках, о цели и смысле этого расследования. Во многих случаях «репортаж» ограничивается цитатами Трампа и его ближайших соратников, и их высмеиванием. В других случаях тема смешивается с вопросами списания госдолга и судебных исков к Китаю в разных странах за распространение коронавируса.
Вот основные посылы:
На всякий случай дисклеймер: мы здесь не оцениваем разумность и правомерность заморозки финансирования ВОЗ США на время расследования действий ВОЗ по предотвращению распространения коронавируса, а лишь обсуждаем, как этот факт был подан и использован российскими медиа.
Как и ряд их западных коллег, российские медиа не скупились на эмоциональные оценки данного действия — эгоистичное, антигуманное, антисолидарное, мстительное. Часть публикаций также не давала ясности о временном характере заморозки финансирования ВОЗ.
Основные нарративы:
Нарратив о том, что армии США и НАТО не справляются с предотвращением распространения коронавируса в своих рядах, появилась уже в марте. Дальше пошло развитие темы, и фактически утверждается, что командование предало армию, оставив один на один с коронавирусом, особенно флот. Подспудно проводится мысль о том, что такая армия будет неспособна вести боевые действия. В этой же орбите существует тезис, что подразделения армий США и НАТО являются разносчиками коронавируса, просто ли присутствуя на своих базах, или участвуя в учениях.
Параллельно идет фактически реклама российской армии — статьи и ролики о том, как военные медики работают в Италии, а также статьи «вообще» о том, как войска РХБЗ хорошо справляются с предотвращением распространения биологических угроз. В ряде случаев напрямую обсуждается тезис о том, что войска РХБЗ могли бы помочь справиться с коронавирусом соседям — Беларуси и Украине, а телеграм-каналы напрямую призывают к «гуманитарному вмешательству» и принуждению к лечению.
Кроме того, США и НАТО оказываются напрямую виноваты в том, что здравоохранение ряда стран, в том числе Италии и Испании, не справляется с коронавирусной нагрузкой. Все дело в том, что слишком много денег было потрачено на взносы в НАТО под давлением Трампа. Таким образом войска НАТО убивают граждан стран — членов НАТО.
Основные нарративы:
Эта часть российской пропаганды, связанной с COVID-19, также развивается с марта. Она эволюционировала от простого называния Украины и Беларуси источниками неконтролируемого распространения коронавируса, а ЕС — «чумным бараком», до России — единственной надежды для блудных сынов и дочерей империи. Даже помощь от ЕС странам «Восточного партнерства» для борьбы с COVID-19 представлена, как повод для конфликтов с европейскими соседями. «Успешное» управление ковид-кризиса Кремлем используется для легитимизации аннексии (Крым) или де-факто российского контроля над сепаратистскими территориями — «братская помощь» Приднестровью. Корона-кризис также используется для продвижения ЕАЭС в качестве успешной платформы для координации, сотрудничества в обеспечнии медицинской помощью и продовольственной безопасности.
Основные нарративы:
В нашем мартовском мониторинге мы уже отметили тренд, направленный на отмену санкций в разных комбинациях — замаскированный под гуманитарную заботу о более бедных странах, борющихся с COVID-19, или заботу о «падающей в пропасть» экономике стран Евросоюза. Окончательно весь план раскрылся в конце марта.
Сначала пропаганда снятия санкций опиралась на письмо Генерального cекретаря ООН, в котором речь шла о мерах по борьбы с пандемией. В нем была одна строчка про возможную приостановку санкций, но именно она стала центром письма в российской пропаганде.
Затем было выступление Путина на виртуальном саммите G20, в котором в качестве предложений по мерам борьбы с пандемией было снятие «неправовых» «односторонних» санкций. И уже затем Россия вместе с Китаем, при поддержке других «выдающихся демократий», попыталась протащить на Генеральной Ассамблее ООН резолюцию о снятии всех санкций, не наложенных Совбезом ООН, для борьбы с COVID-19. Резолюция была заблокирована ЕС, США, Грузией и Украиной, что немедленно дало повод назвать их корыстными и эгоистичными странами, которым борьба с Россией важнее борьбы с пандемией. Это также дало повод представить Россию и Китай в качестве лидеров мира с гуманитарной миссией.
Интересно, что Федор Лукьянов, известный околокремлевский политолог, с которым все еще разговаривают на Западе, обозначил всю операцию с ООН как имиджевую, инвестицию в место России в новом миропорядке. Еще более интересно, что сенатор Косачев, глава международного комитета верхней палаты России, фактически изложил всю схему с ООН в мартовском интервью, включая историю с G20. Само интервью появилось до саммита G20 и до письма Генсека ООН, что наводит на интересные размышления.
После того, как резолюция провалилась, российские медиа обвинили США и ЕС в неблагодарности, несмотря на более ранние утверждения о том, что никто в России не ожидает от Италии, например, в благодарность за медицинскую помощь, поддержку в отмене санкций.
Сейчас российские деятели постоянно подчеркивают, что резолюция в ГА ООН — это не конец пути, а шаг в начале нового этапа принципиальной борьбы с односторонними неправовыми санкциями , и что пост-коронавирусный мир еще спросит с тех, кто заблокировал принятие решения по снятию санкций и поставил под удар весь мир, препятствуя борьбе с пандемией. В ход идут рассказы о страданиях в Сирии из-за американских санкций, о том, как США блокирует гуманитарную помощь Кубе и Ирану, который «борется с двумя вирусами — коронавирусом и вирусом американских санкций».
Интересно, что ИВЛ, проданные Россией США и отправленные в «большом самолете» в Америку, похоже, оказались произведены на предприятии под санкциями США.
В то же время «международные эксперты» и «политики» (типа немецкой AfD) бодро дают комментарии кремлевским медиа в том духе, что ЕС будет вынужден хотя бы ослабить санкции в отношении России для своего же блага.
Под идею одностронних неправовых санкций сейчас также подводятся иски против Китая за распространение коронавируса и расследование США, причем все это в отношении страны, которая лидирует в гуманитарной помощи всему миру. Параллельно рекламируется китайская концепция единого человечества.
Основные нарративы:
Идея о том, что после пандемии коронавируса наступит новый мировой порядок, никуда не исчезла и продолжает свое развитие. Она приобрела все большую антиамериканскую окраску и еще больше полевела, особенно в мессаджах для «испанского мира». Здесь же продвигается мысль о превосходстве системы государственного контроля за экономикой и СМИ, в отличие от «либерализма» и «бесконтрольного злоупотребления правами и свободами».
Продвигается идея «большой тройки», правящей миром — Россия, США и Китай, причем России отводится роль рефери между США и Китаем. Россия также будет устанавливать правила общей игры и создавать мировую повестку. Рассматривается роль Евросоюза в качестве младшего четвертого игрока, но только если ЕС сможет преодолеть зависимость от США.
Основные нарративы:
Ситуация в ЕС и США все еще описывается как ужасная, хотя по мере прохождения пиков пандемии в разных странах, в то время как в России до пика еще далеко, нарративы все больше сдвигаются в сторону политического, социального и экономического кризисов.
Тем не менее, число жертв представляется манипулятивным образом. Например, в заголовке указывается, что паркинги Барселоны перепрофилированы во временные морги, потом это оказывается спецпаркинг похоронного дома с морозильными установками. Телевидение показывает захоронение в общей могиле на острове в Нью-Йорке жертв вируса, хотя на самом деле это невостребованные тела, срок хранения которых в моргах сокращен до двух недель из-за корона-кризиса.
Нарратив о недостатках солидарности внутри ЕС между разными странами пока остается, но стал менее распространен с тех пор, как европейские медиа начали рассказывать о том, как устроена взаимопощь — например, прием больных из Италии в больницах Германии. Однако и в этом случае акцент на том, что помощь несправедливо распределяется, и что, например, Испания пострадала не меньше Италии, но ей мало помогают и даже пытаются перехватить медицинские грузы.
Сейчас в центре нарративов о ситуации в ЕС — это спор о том, какая каждой стране положена помощь, представленный как непреодолимый конфликт между Францией, Германией, Италией и Испанией. При этом снова предвидится распад ЕС и голодные бунты в Европе. И снова всех, особенно страны Балтии, может спасти только улучшение отношений с Россией.
В США же до сих пор все плохо, больницы и морги не справляются, крысы от голода едят друг друга, растет безработица, зреют голодные бунты и сепаратизм отдельных штатов. И, конечно, во всем виновато неправильное политическое и экономическое устройство США и дикий капитализм.
Кроме того, правительства стран Европы и США соревнуются друг с другом в скупке аппаратов ИВЛ, а израильский Моссад получил спецзадание по раннему перехвату партий ИВЛ.
Основные нарративы:
После такой широкой пропагандистской палитры возникает вопрос, а что же происходит в самой России. Как мы уже писали, даже согласно официальным цифрам, в России сейчас уже полномасштабная эпидемия. Если судить по сообщениям свидетелей, официальные цифры по заболеваемости и смертям очень сильно занижены, сейчас сложно определить даже порядок занижения.
Официальные российские медиа стараются не писать о кризисном положении в регионах, например, о катастрофическом распространении COVID-19 в Сыктывкаре, о полностью изолированных городах и деревнях, о коронавирусных бунтах в колониях и тюрьмах.
В то же время ситуация используется для того, чтобы еще больше закрутить гайки — Дума обсуждает дальнейшее ужесточение закона об НКО — иноагентах; дезинформация и фейки объявлены виной Запада и оппозиции, при этом дезинформация и фейк — это все, что идет вразрез с официальной линией, в том числе, иноформация о реальной ситуации. Те, кто берется критиковать действия правительства, объявляются по меньшей мере «неблагодарными», и «простые итальянцы» ставятся в пример.
При этом находится время и деньги для пропаганды «традиционных ценностей» — от объявления вируса карой за бездуховную жизнь до объезда Москвы с иконами, крестных ходов и доставки самолетом благодатного огня из Иерусалима.
Российские медиа пишут противоречивые статьи об очередном сделанном в России лекарстве от коронавируса, которое потом оказывает российским дженериком уже существующего западного аналога.
Плохое и запаздывающее управление кризисом компенсируется бессмысленными тотальными запретами на перемещение граждан и драконовскими штрафами за нарушение режима. Зато корона-кризис используется для тестирования и внедрения систем тотального слежения за гражданами при помощи электронных пропусков и системы распознавания лиц на улицах. И вряд ли эта система (кроме пропусков) перестанет работать после кризиса.
Все это происходит на фоне заявлений о том, что Путин держит ситуацию под контролем, всем следует объединиться и проявить солидарность. И, конечно же, Россия оказалась давно готова к кризису, гораздо лучше, чем беззаботные США и ЕС, а экономика, укрепленная санкциями, выдержит любой кризис.
В общем, в России коронавирус под контролем. А если вы не контролируете свой коронакризис, тогда мы идем к вам.
***
Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!