За последние 20 лет в нашей молодежной культуре настольные игры постепенно завоевали относительную популярность. Сейчас беларусы сидят не только за классической «Монополией», но и отдают свое время разнообразным другим настольным играм.
Появились магазины, которые торгуют настольными играми, продажи ведутся также через большие универсальные электронные площадки и розничные сети. При этом отмечу, что речь в первую очередь идет не об играх для детей, а об играх для подростков и взрослых.
Однако настольные игры, особенно лучшие из них — не только развлечение, но и один из наиболее эффективных методов образования, развития логического мышления, а также в целом комплексного восприятия реальности.
Рассмотрим, какими бывают настольные игры, есть ли сейчас игры, которые рассказывают об истории Беларуси.
В целом классификаций настольных игр существует несколько. Их можно делить по тематике (военные, политические, экономические, абстрактные, приключенческие, о прошлом, настоящем или о будущем), по используемым механикам (например, карточные), по количеству игроков, по их предполагаемому возрасту, по длительности игры и так далее.
Так, например, классическими настольными играми являются шашки и шахматы, которые изначально отдаленно моделировали сражения древних армий, а теперь фактически стали абстрактным единоборством двух рассчитывающих ходы разумов. Аналогичными играми являются го или нарды. Сейчас такие игры часто называют традиционными логическими.
Нам в рамках данной статьи наиболее интересны игры менее абстрактные — то есть с каким-никаким сюжетом. Бывают игры про колонизацию Америки и игры, посвященные железнодорожному строительству в Европе и США XIX века, игры про большие войны и совсем маленькие бои, игры о политической борьбе и даже про… очереди в магазины.
Так, например, в 2012 году польскую премию «Игра года» получила игра «Очередь» («Kolejka»), которая была выпущена местным Институтом национальной памяти для того, чтобы подрастающее поколение имело представление о реалиях жизни при социализме. В игре нужно затариваться дефицитными товарами — едой, одеждой и даже туалетной бумагой — при том, что товар может в любой момент закончиться, магазин закрыться и так далее.
В 2011-2014 годах игра выдержала 8 изданий, а также была переведена на английский, немецкий, японский, русский, испанский, французский и румынский языки. Общий тираж составил более 90 000 экземпляров.
В Беларуси до 2020 года появлялось несколько игр на сюжеты беларусской истории и культуры — «1514» (очень детская игра про битву под Оршей), «Паўстанцы» — похожая на «Мафию» игра про восстание 1863 года, несколько игр на знание беларусского языка («Разам» и другие), «Казачнік». Сейчас их можно приобрести разве что с рук.
В магазинах также можно купить игры «Тутэйшыя» (на знание героев беларусской истории) и «Мова цудоўная». Кроме того, в Беларуси продается игра «Рюрик», которая, правда, не о Рюрике, а о междоусобной борьбе в Восточной Европе после смерти киевского князя Владимира. Там при желании можно поиграть и за Полоцк .
Кроме того, была игра «Смута», изданная в 2012 году, в которой можно играть за Речь Посполитую и таки посадить в Москву нужного нам правителя. К сожалению, сейчас ее можно купить разве что с рук.
К сожалению, это почти полный список настольных игр о беларусской истории и культуре, которые продаются или продавались в Беларуси за последние лет 10-20. И это очень мало.
С другой стороны, наша история тесно связана с историей наших соседей, и это можно использовать!
Так, в Польше можно купить и поиграть в несколько изданных игр, которые касаются нашей истории. Это военная игра «Polonka 1660» о реальном сражении наших с московитами на реке Полонка под Брестом.
Есть игра и о битве под Оршей.
Похожая военная игра (варгейм) была сделана о победе наших войск под Хотином.
Сразу несколько игр посвящено битве под Грюнвальдом. Например, «Грюнвальд 1410».
Журнал Vae Victis в 2014 году издал игру «Кирхгольм 1605», посвященную знаменитой победе войск ВКЛ над шведами. К сожалению, где сейчас эту игру можно купить… разве что у коллекционеров с рук. То же самое касается игры «Mocarstwa», где можно играть за Речь Посполитую в XVIII веке.
Вообще период Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой описан настольными играми лучше всех других периодов нашей истории. Причем тут есть игры не только польских компаний.
Так, есть отличная игра «Baltic Empires», где один из игроков руководит Речью Посполитой.
Игра «God’s Playground» позволяет играть за один из 3 магнатских родов Речи Посполитой, борясь с другими магнатами и агрессивными соседями. Ее разные варианты расширяют количество игроков до 4 или 5, причем можно играть за Сапег и Радзивиллов.
Тематически схожая игра «Sigismundus Augustus» позволяет 3-5 игрокам также возглавлять один из магнатских родов и вести его к славе и власти.
Также есть игра «Coalitions: Raison d’Etat», в которую могут играть до 7 человек, один из которых может «возглавлять» Речь Посполитую в XVII веке.
Кроме того, за последние годы было издано порядка 20 разных игр об отдельных боях и битвах времен польско-беларусско-литовских восстаний XVIII-XIX веков. Одну из таких игр (о бое войск ВКЛ в 1794 году под Неменчином) можно скачать бесплатно и распечатать самостоятельно, чтобы постараться разбить войска московитов.
На самом деле у нас есть почти бесконечное количество сюжетов для воплощения на игровом столе и получения игроками беларусскоцентричного представления о нашей истории. От первоначального заселения славянами и балтами до борьбы Полоцка за контроль над торговыми путями в Восточной Европе XI века, от войн Великого Княжества Литовского до создания БНР и Второй мировой войны.
Причем игры могут быть как соревновательными — то есть когда игроки так или иначе борются друг против друга с большей или меньшей долей дипломатии, так и кооперативными, когда игроки вместе сражаются против игры.
Так, например, без всякого компьютера, пользуясь только фишками, кубиками, картой и набором карт вы с друзьями можете стать министрами правительства БНР, отрядом партизан-зеленодубовцев или могилевскими повстанцами 1667 года.
Кроме того, игры могут быть не только политическими или военными — можно сделать игры про строительство, сельское хозяйство или IT-бизнес, о повседневной жизни или удивительных фантастических приключениях в прошлом, настоящем и будущем.
Можно самостоятельно разрабатывать и тестировать новые методы воплощения истории в механиках настольных игр, а можно уже сейчас издавать игры на давно испытанных надежных «движках», придавая абстрактным или иностранным играм беларусский колорит. Так, в свое время у нас уже издали «Монополию» под названием «Багач» — на беларусском и с беларусскими названиями компаний.
Комбинации жанров, механик, тематик, а также вариантов взаимодействия игроков дают практически неограниченные возможности творчества, и было бы прекрасно, чтобы беларусы создавали новые игры о Беларуси и для беларусов.