Влияние коронакризиса на Беларусь и возможные пути его преодоления обсудили эксперты в ходе вебинара «Поднять целину. Как коронавирус повлиял на экономику Беларуси и что нужно сделать, чтобы «прорваться». Он был организован Исследовательским центром ИПМ и Фондом имени Конрада Аденауэра.
Страны Центральной и Восточной Европы в значительной степени преодолели последствия глобального финансового кризиса к моменту начала пандемии коронавируса и спровоцированного ею экономического кризиса. Они подошли к нему в достаточно неплохом состоянии, отметил старший постоянный представитель МВФ по региону ЦВЕ Надим Илахи. Вместе с тем новый кризис больно ударил по всем государствам региона, как через внешние шоки, связанные с падением спроса и цен на многие группы товаров, так и через ограничительные меры. Представитель МВФ обратил внимание на то, что даже в странах, где не вводился жесткий карантин, население подошло ответственно к ситуации и снизило число контактов, мобильность. Сократилось посещение торговых центров, развлекательных заведений, общепита, произошел переход на удаленную работу.
Отличием текущего кризиса от глобального финансового кризиса стал резкий отток инвестиций с развивающихся рынков. Однако после первоначального падения он остановился.
«Финансовые рынки по сути заморозились после изначального шока в начале марта, что не наблюдалось во время глобального финансового кризиса, когда банки «заболели» и страдали от воздействия друг друга. Это хорошая новость для региона Центральной и Восточной Европы», — считает Надим Илахи.
По его словам, основное воздействие локдаунов в регионе пришлось на апрель, однако в МВФ ожидают начала восстановления экономик, которое не будет быстрым.
«Для восстановления до уровня 2019 года понадобится два года. Это реальный результат COVID-кризиса», — сказал представитель МВФ.
Сроки восстановления будут зависеть от того, насколько сильно пострадает конкретное государство, но в целом развитым странам Европы потребуется больше времени, чем «новой Европе».
Базовым сценарием Всемирного банка является короткий и жесткий кризис с началом восстановления в третьем квартале. Глава представительства ВБ Алекс Кремер при этом подчеркнул, что есть высокая степень неопределенности и реален затяжной кризис, связанный с продолжением пандемии.
Внешний канал передачи кризиса для Беларуси станет основным.
«Мы полагаем, что Беларусь серьезнейшим образом пострадает через этот канал трансмиссии. Она является открытой экономикой. Снижение глобального спроса и нарушение цепочек поставок может иметь серьезное негативное воздействие на экономику Беларуси», — сказал ведущий экономист ЕБРР по странам Восточной Европы Димитар Богов.
С ним согласна научный директор BEROC Катерина Борнукова. Однако она также подчеркивает важность шока внутреннего спроса.
«Внешний шок для нас — самый важный, но внутренний шок для нас тоже имеет значение. Несмотря на то, что мы не вводили значительный карантин, люди все же стали двигаться меньше. Они стали меньше ходить в торговые центры, и это отражается на внутреннем спросе. На внутреннем спросе отражается сокращение доходов людей, а также общая атмосфера неопределенности, которая побуждает даже без сокращения доходов снижать расходы на всякий случай», — пояснила она.
Еще одной особенностью течения кризиса в Беларуси, по ее мнению, является ситуация вокруг нефти. Вопрос поставок нефти уже решен, но низкая цена нефти — большой вызов, потому что Беларусь является экспортером нефтепродуктов. Де-факто в мае из-за низких цен закончился налоговый маневр, так как пошлины стали близки к нулю. Кроме того, сейчас Беларусь платит высокую цену на газ в сравнении с другими странами и не получает традиционную энергетическую субсидию России. При этом спрос на нефтепродукты снизился, из-за чего в мае беларусские НПЗ не закупают в РФ объем нефти, который бы могли ввезти.
С падением внешнего спроса также сталкивается машиностроение, в том числе транспортное, а также товары длительного пользования. Спрос на такую продукцию во время кризисов падает в первую очередь. Кроме того, в России экономика будет страдать не только от коронавируса, но и от низких цен на нефть, что усилит падение спроса.
В сфере услуг экспорт транспортных услуг начал сокращаться еще до пандемии. Пока растет только сектор ИКТ, но и тут можно ожидать замедления темпов роста.
«Еще один шок или, скажем, риск — это риски макроэкономические и финансовые. Фискальная позиция лучше, чем в предыдущие годы, но фискальный шок достаточно большой. Беларусь ощутила, что условия для нее на финансовых рынках значительно ухудшились. Это ограничивает возможности для проведения макроэкономической политики по смягчению кризиса», — добавила Катерина Борнукова.
«Самый большой вызов — это наша неспособность быстро предоставить социальную поддержку населению. Это связано с тем, что мы фискально ограничены, а также с тем, что рабочих механизмов оказания данной помощи нет», — уверена Борнукова.
По мнению директора Исследовательского центра ИПМ Александра Чубрика, еще одним вызовом для страны может стать ужесточение миграционной политики. Беларусы во время предыдущих кризисов часто искали выход в заработках за границей.
«Беларусь не так сильно зависит от денежных переводов трудовых мигрантов, но в любой кризисной ситуации беларусы всегда искали работу в соседних странах. Сильнейшим среднесрочным вызовом, который нас ожидает, является ужесточение миграционной политики», — сказал он.
Александр Чубрик отмечает, что это может привести к усилению внутренней миграции в крупные города.
Коронакризис уже больно ударил по малому и среднему бизнесу. Как отметила директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. проф. М.С. Кунявского Жанна Тарасевич, прогнозы предпринимателей на апрель, которые они ранее давали в рамках опросов бизнес-союзов, оказались более оптимистическими, чем реальность. На данный момент бизнес уже не берется прогнозировать и строить планы по итогам полугодия.
По ее словам, одной из наиболее пострадавших отраслей стал туризм. Более половины компаний могут столкнуться с банкротством.
«На сегодня туризм говорит о том, что в ближайшем будущем до конца года смогут выжить только процентов 30 от численности туристических организаций, а остальные уйдут практически в банкротство», — сказала Жанна Тарасевич.
При этом шансы на выживание есть только у тех, кто сможет переориентироваться на внутренний туризм. Большой проблемой для отрасли является возврат средств клиентам. Беларусские турфирмы собрали предоплату с туристов, внесли авансы зарубежным партнерам. Сейчас, после отмены туров, они должны их возвращать, но у компаний нет средств, а возврат денег от иностранных контрагентов ожидается, но будет не мгновенным. Правительство уже подготовило проект указа, предоставляющий отсрочку возврата, но он еще не принят.
Жанна Тарасевич отметила тенденцию к сокращению занятости в малом и среднем бизнесе. По ее словам, микробизнес пошел по пути сокращения занятости путем перевода на частичную занятость либо с увольнением и переходом на теневые формы занятости. Малый и средний бизнес в сфере услуг столкнулся с двукратным падением выручки и также отреагировал сокращением занятости. В первую очередь наниматели отказываются от сезонных работников, работавших на договорах подряда или за неполную ставку.
Директор БСПН отметила, что сокращение оборотов в МСБ произошло не только из-за падения спроса, но и решений правительства. Так, пострадали стоматологические центры. Они имели право оказывать только неотложную помощь, но не свои обычные услуги.
«Многие организации перешли на гибкий график. Они не оказывали такую помощь не потому, что не было спроса, а потому, что был приказ», — сказала Жанна Тарасевич.
Также из-за решений в сфере регулирования цен некоторые импортеры временно приостанавливали свою деятельность.
Жанна Тарасевич подчеркнула, что указ президента о поддержке экономики был принят после окончания налогового периода. Бизнес «открыл кубышку» и уплатил налоги и другие платежи, в значительной степени истратив запасы, хотя ожидал, что получит послабления по итогам первого квартала.
«На сегодняшний день малый и средний бизнес практически не получил этой поддержки со стороны государства, за исключением налогов для ИП и какой-то арендной платы. Поддержку получил крупный бизнес или госпредприятия, по которым точечно сегодня принимают решения», — констатировала директор БСПН.
Население также столкнулось с падением доходов. В ходе предыдущего кризиса в 2014-2016 годах сильнее всего доходы снизились у социально уязвимых слоев населения. В этот кризис группы населения с низкими доходами, средним специальным образованием, неполные семьи также первыми приняли на себя удар. Однако есть и особенности.
«На данный момент основной шок принимают на себя жители крупных городов. Это связано с тем, через какие сектора идет кризис», — сказал сотрудник Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
По его словам, это не означает, что в дальнейшем, когда с шоками столкнется госсектор, негативные тенденции не охватят в еще большей степени малые города и сельскую местность, где высока занятость на госпредприятиях. Исследователь считает, что текущий кризис подчеркнул пробелы в системе социальной поддержки в стране.
«В период кризиса должны работать автоматические стабилизаторы, например пособие по безработице или пособия для малообеспеченных. Но у нас данные инструменты поддержки — пособия по безработице и адресная система поддержки — не столь эффективны. Они не пользуются спросом со стороны населения, потому что, с одной стороны, пособия достаточно низкие, а с другой — критерии предоставления довольно жесткие», — сказал Глеб Шиманович.
Правительство на данный момент пытается адаптировать их под текущую ситуацию, однако это требует времени. Данные инструменты должны быть готовы до кризиса.
Димитор Богов отметил, что меры господдержки в период текущего кризиса должны быть направлены на защиту производственного потенциала фирм и недопущение резкого сокращения доходов населения. Однако возможности правительства по социальной поддержке также ограничены.
Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Алекс Кремер уверен, что коронакризис — это не повод откладывать выполнение дорожной карты структурных реформ.
«Они должны быть либо продолжены, либо их нужно ускорять», — сказал он.
Кремер рекомендует активизировать работу по реструктуризации госпредприятий, в том числе их оценке, назначению независимых директоров в органы управления, повышению качества их финансовой отчетности.
«Мы рекомендуем удаление случайных несистемных налоговых льгот. В основном это касается НДС. Мы рекомендуем ускорение отказа от субсидий услуг по теплоснабжению. Как вы знаете, граждане платят только 20% от стоимости. Мы рекомендуем использовать сэкономленные средства для реализации программ социальной поддержки, создания работающих схем по поддержке безработных», — сказал Алекс Кремер.
Всемирный банк продолжает рекомендовать усиление мер по обязательному социальному дистанцированию, так как страна относится к государствам с доходами выше средних. Под данными мерами имеется в виду отмена массовых мероприятий, сокращение физического присутствия на рабочих местах и в учебных заведениях, сокращение необязательных перемещений людей.
Жанна Тарасевич отметила, что бизнес получил отсрочку платежей по налогам и аренде во втором и третьем квартале, но весьма сомнительно, что он сможет рассчитаться в течение четвертого квартала. Поэтому необходима еще и рассрочка платежей до конца 2021 года. Также требуется изменить подходы к оплате за энергоресурсы, которые сейчас оплачиваются по нормативам и авансом.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!