Клуб юных конспирологов: 10 версий «Дела БелТА»

Обсуждение погрома беларусских независимых медиа разделилось на публичные мнения экспертов и разговоры в журналистских курилках. Одни ничего не знают, другие дали подписку о неразглашении. Редакция #RFRM не претендует на лавры экспертов, подписок не давала, поэтому стесняться нам нечего (но это не точно).

«Дело БелТА» многослойное. Для объяснения, что же случилось 7 августа, подойдут разные версии. Давайте озвучим их ВСЕ.

Объяснение с позиции «кровавый режим душит последние независимые медиа» подходит идеально. Тем более все так и есть. Просто вынесем это за скобки. За последние 24 года были десятки (если не сотни) подобных случаев. К сожалению, в нашей стране громить СМИ — обычная практика, и к ней многие почти привыкли. Интересно другое — почему именно сейчас, почему именно эти медиа и почему все происходит именно так, как происходит.

Верcия #1: Зачистка перед важными событиями

Вариант появился одним из первых. К такому выводу легко прийти, если посмотреть, что было с беларусскими СМИ накануне всех важных политических событий в новейшей истории.

Что нас ждет в ближайший год? Да много всего. Например, референдум. Сам Лукашенко говорил о возможном плебисците.

«Там все должно быть нацелено на то, что завтра нас не будет, а останутся наши дети и внуки, и какое мы общество, на основании какой Конституции предложим сформировать«, — объяснял президент свои пожелания по возможным изменениям в Конституцию судьями Конституционного Суда 15 марта 2018 года.

Вот эти «дети и внуки» многим бросились в глаза. Действительно, если вдруг младший сын президента захочет сменить отца у руля, то ждать ему придется слишком долго. Конституция не позволяет занимать пост президента гражданам моложе 35 лет. Правда, от идеи проведения референдума по изменению конституции похоже отказались. События в Армении произошли накануне знакового Послания белорусскому народу и Национальному собранию и Лукашенко открутил назад.

«Ибо будет, как в Армении… С народом играться нельзя. Если будет референдум, заранее и по закону это будет сказано. Лично я пока ни о каком референдуме даже не думал, я это читаю только в средствах массовой информации и слышу от своего Председателя Центризбиркома, когда она отвечает на вопросы СМИ«, — заявил президент Беларуси.

Еще одним важным событием 2019 года может стать выборная кампания. Глава ЦИК Лидия Ермошина намекала на необходимость развести выборы в парламент и выборы президента, т.е. провести одну из кампаний уже в следующем году. Причина громить СМИ так себе. Беларусская политическая и избирательная системы «доросли» до такого уровня, что помешать элегантной победе может разве что внезапная недееспособность главы ЦИК. Да и то лишь потому, что отсутствие Ермошиной сделает кампанию хоть чем-то отличной от всех предыдущих.

Версия #2: Обиделся на инсульт

Поколебать затхлое политическое болото в Беларуси могут лишь биологические процессы, в прямом смысле этого слова. Президент Беларуси уже не юноша. Понимает это не только он. Может поэтому власти так нервно среагировали на фейк об инсульте, запущенный в российских анонимных телеграм-каналах.

Какое отношение это имеет к «Делу БелТА»? Да прямое. Вряд ли Александр Григорьевич сам лично серфит по сети и выискивает, откуда именно прилетел фейк. Специальные люди могли собрать в папочку лишь то, о чем писали те самые беларусские медиа.

«Скорее всего, существует обычная обида. И обида даже не на медиа, а на все информационное пространство. Вот кто-то первым опубликовал, что у Александра Лукашенко был инсульт. Ах так, так почему же вы все радуетесь? Вы что — смерти моей хотите? Ну вот я вам сейчас покажу«, — обрисовал механизм возможного принятия решения главой государства в интервью «Свабодзе» политический обозреватель и бывший начальник управления общественно-политической информации Администрации президента Александр Федута.

Эта версия объясняет, почему именно сейчас случился погром, но ничего не говорит о том, почему так торопливо журналистов освободили.

Версия #3: Русский след

Одна из самых экстравагантных версий — происки восточного соседа. В двух словах, идея заключается в том, что Россия через подконтрольных беларусских силовиков расчищает информационное поле, чтобы в час X никто не сопротивлялся внутри Беларуси. Самые радикальные говорят о сговоре Лукашенко и Путина. Дескать Лукашенко согласился слить Беларусь в состав России. Для остальных достаточно и того, что беларусские силовики за спиной Лукашенко ведут переговоры по отстранению его от власти и сдаче страны.

Серьезно относиться к тому, что президент Беларуси добровольно откажется от власти, а тем более позволит собственным силовикам за его спиной вести какие-то переговоры, невозможно.

Правда здесь только в том, что погром беларусских медиа действительно выгоден России, потому что ставит крест на сближении Беларуси и Запада.

Версия #4: Переформатирование медийного поля

Опровергают предыдущую версию и действия беларусских властей на информационном поле в последний год. Скорее в Беларуси пытаются создать провластный информационный противовес российской пропаганде. Получается так себе.

Пресс-секретарь президента является одним из авторов новой конструкции власти, где новостники, назовем их так, практически сформировали новую, молодую вертикаль технократов. Теперь медийный рынок форматируется под определенные задачи. Выбирают эффективные, но не скандальные инструменты для того, чтобы одних притопить, а других приподнять.

Еще в феврале 2017 года Наталья Эйсмонт получила новые полномочия, во многом замещающие функции Мининформа и идеолога администрации президента.

Менее чем за год сдалась несгибаемая министр информации Лилия Ананич. На ее место пришел Александр Карлюкевич, которому в помощь поставили Легкого и Бузовского.

Дмитрий Жук назначен главным редактором газеты «Советская Белоруссия», Иван Эйсмонт (муж Натальи Эйсмонт) — главой Белтелерадиокомпании, Игорь Луцкий — гендиректором СТВ, а гендиректором БелТА — Ирина Акулович.

Появилась целая комиссия при Совбезе, которая занимается безопасностью в информационной сфере. В нее вошли представители Администрации президента, Совбеза, КГБ, МВД, Минобороны, Мининформа, Минсвязи, МИДа, ОАЦ, ИАЦ, Белтелерадиокомпании, «Советской Белоруссии», пресс-секретарь президента и даже Марзалюк с Янчевским.

Эксперты полагают, что именно там генерируются активные мероприятия по регулированию информационного поля: изменен закон о СМИ, закрыт доступ к Белпартизану и Хартии, заведено уголовное дело на популярного видео-блогера Степана Путило.

В апреле 2018 года, после масштабного празднования оппозиционными силами 100-летия БНР, Администрация президента вернулась к традиционному разделению полномочий, и новым идеологом, курирующим СМИ, был назначен Владимир Жевняк. Решения властей по СМИ стали заметно жестче — 12 июня заведено уголовное дело на владельца БелаПАН и Naviny.by Алеся Липая, а теперь и «Дело БелТА».

И все же, если бы «Дело БелТА» началось без посадок и погромов, оно вполне соответствовало бы образу мысли этих людей. #RFRM уже писал о том, что защита авторских прав — давняя проблема для отечественного медийного рынка и непаханое поле для разбирательств. Очевидно, домашнюю заготовку готовили не менее полугода, еще при Жуке. Поэтому не меняли пароли, поэтому придерживали результаты прослушки. Придерживали для удобного случая, чтобы использовать для дискредитации и контроля основных конкурентов. Но что-то пошло не так.

Жесткие задержания и обыски в офисах ведущих независимых изданий слишком демонстративны. Это прямой вызов Западу и всему гражданскому обществу Беларуси.

Версия #5: Происки конкурентов

Мы еще вернемся к тому, почему все получилось так жестко. А пока разовьем еще одну версию — конкуренты.

Государство вваливает миллионы долларов в поддержку собственных СМИ, а на выходе получается унылое г#гно. С телевидением все ясно уже давно — БТ спасет только полное отключение российских телеканалов, запрет на тарелки и дополнительные десятки и сотни миллионов долларов на развитие.

С интернетом вышло повеселее. Из БелТА получился крепкий середнячок — сайт болтается где-то между барановичским «Intex-Press» и «Медиа-Полесье» (не самые последние сайты в Беларуси). Во многом, это заслуга Дмитрия Жука, бывшего гендиректора БелТА. Государственному информагентству удалось технически подрасти, наладить стабильную работу, но главное — полностью монополизировать информацию госорганов. Остальные получают или ничего, или крохи.

Самый важный вопрос — а стоит ли результат тех денег, которые государство (мы все с вами) потратило на БелТА. С такими темпами до TUT.by государственному агентству расти еще лет 200.

Наверняка, желание утопить конкурента не раз появлялось в головах ответственных за госСМИ. Поэтому «Дело БелТА» можно объяснить происками конкурентов, которые таким образом спасают себя от недовольства первого лица.

Получилось с точностью до наоборот. Отмываться БелТА будет теперь годами, а конкуренты получили народную любовь и дополнительное внимание. Не думаем, что тот же Жук этого не понимал. Может быть и поэтому делу дали ход только после того, как бывший глава БелТА пошел на повышение.

Версия #6: Амбиции нового директора БелТА

Вполне может быть, что автором и драйвером уголовного дела стала новый гендиректор БелТА Ирина Акулович. Молодая и амбициозная, приехавшая из провинции, она не производит впечатление человека, ушлого в интригах на самом верху. Как-то нужно было заявить о себе — она и заявила. Версия всем хороша, но только решения о погроме ведущих независимых СМИ принимаются не на уровне пусть и государственного, но все же всего лишь информагенства. Ирину использовали и, кажется, она это начала понимать.

Версия #7: Конфликт внутри власти

О конфликте МИД и МВД слышали все. Понять, то ли они так дурачатся, то ли заигрались, уже невозможно. Публично Лукашенко в этот конфликт не вмешивается. Фантазии милиционеров, как правило, хватает на то, чтобы «тащить и не пущать». Но делают это не без своеобразного остроумия. То в британского посла «плюнут» накануне «Минского диалога», то ЛГБТ-вечеринку разгромят. Подарок на 60-летие Владимира Макея в виде ареста журналистов вполне в духе предыдущих сомнительных акций МВД. Одного намека Брюсселя на отмену Европейских игр в Минске хватило, чтобы «Дело БелТА» начало стремительно сворачиваться.

Версия #8: Прокол с Жарко

Кому еще мог помешать TUT.by? А сомнений в том, что главной целью атаки был именно TUT.by, ни у кого нет. Ну не государственную же газету «Навука», в самом деле, хотели наказать.

Из последних запоминающихся проколов редакции крупнейшего портала можно вспомнить лишь «посадку» вице-премьера Василия Жарко. 11 июля 2018 года TUT.by сообщил о задержании высокопоставленного чиновника по «делу врачей», а через пару часов вынужден был опубликовать опровержение.

И здесь не лишним будет напомнить, кто такой Василий Жарко. Врача-интерна Брестской областной детской больницы провела по карьерной лестнице и привела в большую политику Людмила Постоялко, мать Ирины Абельской и бабушка Николая Лукашенко. Он занял пост министра здравоохранения после того, как Людмила Постоялко тяжело заболела. Череда скандалов и разоблачений в прессе никак не повлияли на карьерный рост чиновника. В 2016 он становится заместителем премьер-министра Беларуси.

«Дело врачей» инициировал КГБ. В СИЗО оказались десятки людей, связанных с вице-премьером. Логичным было бы задержание и самого Василия Ивановича. Но руки у КГБ оказались коротки — Жарко — на свободе и остается вице-премьером.

Дать информацию о задержании Жарко без одобрения очень влиятельного источника редакция TUT.by не решилась бы. Кто же рассказал о задержании? Может быть это пытались выяснить следователи, проводя выемку жестких дисков и перетряхивая серверы TUT.by? Аппаратного веса Василия Ивановича, да и влияния на медицинский бизнес, вполне хватило бы, чтобы запустить процесс и наказать обидчиков.

Версия #9: Национализация TUT.by

Оригинальную версию предложил бывший глава Белтелерадиокомпании Александр Зимовский. По мнению пропагандиста, владельца TUT.by Юрия Зиссера могут заставить заменить главного редактора портала. Действительно, основной удар пришелся на главного редактора Марину Золотову. Статьи УК, которые на нее повесили, предполагают запрет на работу в качестве главреда. Таким образом можно добиться ухода всей редакции и смены курса, а работу портала будет продолжать оплачивать его владелец из своего кармана.

Это не объясняет, почему именно сейчас «наехали» на редакцию портала, но отлично характеризует мышление людей, бывших во власти.

Версия #10: Эксцесс исполнителя

Есть свой вариант и у ИТ-предпринимателя Виктора Прокопени. Его объяснение механизма работы силовых структур Беларуси похоже на эффект храповика — у системы нет обратного хода. Достаточно мелкому оперативнику запустить расследование и все, система по своей природе не может открутить назад. Версия хорошая, но не работает. «Дело БелТА» лежало на полке достаточно давно, достали его без видимых причин, а тормознули настолько быстро, что большинство наблюдателей и потенциальных читателей «платной подписки» не успело испугаться. Как же так?

***

Заинтересованных в разгроме редакций независимых медиа в Беларуси оказывается слишком много. Возникает только один вопрос — как с таким счастьем TUT.by и прочие негосударственные СМИ вообще существуют.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!