Представители отечественного Минпрома съездили в Китай за станками. Эту новость можно было бы и не заметить, если бы не простая, но очень элегантная схема, которую официальный Минск, похоже, проворачивает в рамках программы импортозамещения.
Делегация в главе с замминистра промышленности Александром Ефимовым посетила несколько станкостроительных предприятий и выставку станков и машинного оборудования CIMT-2023 в Пекине. По итогам визита достигнута договоренность, что Беларусь и Китай будут развивать сотрудничество в области станкостроения. Проще говоря – наша страна намерена закупать станки в Китае. Вот вам классическая схема в действии – сначала продать воздух, а потом попытаться хоть как-то выполнить данные обещания.
Сборочный цех СССР
После начала российско-украинской войны Россия столкнулась с серьезными санкциями. Москве пришлось призадуматься – где брать необходимые товары и комплектующие? Торговля с Западом невозможна, многие другие страны побаиваются связываться с российскими предприятиями, чтобы не попасть под вторичные санкции. И тут на сцену вышел официальный Минск со своими предложениями по импортозамещению.
Хорошо известно: сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя. Похоже, в России все еще прокатывают легенды о нашей стране как о передовом сборочном цехе СССР. И не беда, что с тех пор минуло несколько десятилетий, в течение которых беларусские предприятия потихоньку стагнировали. Оборудование и технологии безнадежно устаревали. Справедливости ради, в сравнении с той же Россией наша промышленность выглядела предпочтительней – там вообще все бурьяном поросло. И все же до современного уровня и требований отечественные станкостроительные заводы явно не дотягивали. Что не мешало изо всех сил убеждать россиян в обратном.
И в мае 2022 года Александр Лукашенко анонсировал переговоры с Владимиром Путиным об импортозамещении. Все было завернуто в красивую обертку. Среди прочих приоритетов было заявлено и станкостроение. По словам премьер-министра Романа Головченко, Беларусь была готова активно подключиться этому вопросу.
«Мы видим, насколько правильным было решение сохранять отечественное станкостроение. И сейчас спрос на беларусские станки высокий. Ключевая задача сейчас – освоить выпуск станков нового типа. И в ближайшее время будем формировать межгосударственный станкостроительный кластер. Эта сфера должна очень быстро развиваться» – говорил глава правительства журналистам в сентябре 2022 года.
По словам премьера, «ключевая задача сейчас — быстро освоить производство станков нового типа, обрабатывающих центров нового типа».
Деньги дали
Россия импортозамещающими проектами заинтересовалась. «У нас есть возможность работать с Республикой Беларусь по целому ряду направлений, связанных с кооперацией, и мы обязательно будем это делать. Потому что Беларусь сохранила определенные, очень важные для нас компетенции», – так обозначил намерения своей страны российский президент.
В конце мая 2022 года Путин заявил, что договорился с Александром Лукашенко о выделении средств на импортозамещение. В августе беларусский премьер Роман Головченко озвучил сумму кредита, которую Минск желает получить от Москвы: ни много ни мало — 1,5 миллиарда долларов. По словам главы правительства, было «определено 14 плюс 9 проектов». А в ноябре стороны подписали межправительственное соглашение о выделении Беларуси кредита на импортозамещающие проекты. Правда, в российских рублях, на сумму 105 миллиардов.
Утром станки, вечером деньги
Пришло время выполнять данные обещания. А мы помним, что беларусская сторона заявляла: отечественное станкостроение сохранено, станки выпускаются и спрос на них высокий. Осталось, мол, всего ничего – освоить выпуск станков нового типа.
Но на деле все оказалось не так гладко. На самом деле, модернизация отечественного станкостроения лишь только началась. В 2020 году в Минпроме разработали рассчитанную на десять лет стратегию производства машин и оборудования. В 2021 году на основании этого документа была разработана программа, включающая и станкостроительную отрасль. Вряд ли за это время удалось существенно продвинуться вперед.
В январе 2023 года по итогам совещания под руководством вице-премьера Петра Пархомчика было заявлено, что в Беларуси хотят ускорить модернизацию. «Станкостроительная отрасль еще находится в процессе модернизации и требует много сил и энергии в области разработки, создания новых станков», – говорил Пархомчик в апреле этого года.
А станки нужны уже сегодня.
Есть и другая проблема. «Живых» денег Россия не дает. Как пояснял посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, кредитовать импортозамещающие проекты будут «Беларусбанк» и «Банк развития». И только потом ресурсы беларусских банков «будут восстанавливаться Российской Федерацией». Если совсем по-простому, то схема такая – утром станки, вечером деньги.
Китайская палочка-выручалочка
В конце февраля Александр Лукашенко отправился в Китай. Там было принято совместное заявление об основных принципах развития образцовых отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства Беларуси и Китая в новую эпоху. Среди прочего, Лукашенко предложил Си Цзиньпину создать совместные предприятия в сфере станкостроения.
И тут напрашивается вопрос – а не будет ли эта станкостроительная история выглядеть так же, как «новинка» завода «Мотовело», оказавшаяся китайской репликой французского мотоцикла?
На совместном беларусско-китайском предприятии будут собираться китайские станки. Которые затем под видом беларусских поедут в Россию в рамках той самой импортозамещающей программы. На первом этапе, пока предприятие будет создаваться, проблему можно решать еще проще – опыт замены наклеек с логотипами у отечественных производителей имеется немалый. Такая вот простая, но элегантная модель импортозамещения. Как с беларусскими креветками, которые уже навсегда вошли в историю нашего государственного бизнеса.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: