Беларусская экономика во втором квартале продолжила расти высокими темпами. Основным фактором роста выступил внутренний спрос. Вместе с тем во втором полугодии можно ожидать некоторого охлаждения экономики. При этом беларусская экономика остается в перегретом состоянии, а попытка и дальше наращивать темпы роста чревата кризисными явлениями. Исследовательский центр BEROC представил результаты мониторинга экономики во втором квартале.
«Самая главная тенденция — это то, что рост по-прежнему, как и в первом квартале, продолжил ускоряться», — отметил старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук.
По его словам, второй квартал можно назвать «одним из самых позитивных». По данным Белстата, за полгода ВВП вырос на 5%, а квартальные темпы роста составили 5,5%. Основным фактором роста стал внутренний спрос. При этом, в отличие от предыдущих кварталов, к росту потребительского спроса добавилась и инвестиционная активность.
«Но потребление домашних хозяйств по-прежнему главный, самый важный, доминирующий драйвер того, что происходит с внутренним спросом. И здесь по-прежнему сохраняет актуальность то, о чем говорится уже, наверное, больше двух лет: очень высокие темпы роста реальной заработной платы, которые обгоняют производительность труда, и которые являются также одной из предпосылок ухудшения финансовой позиции фирм. Но в основе этого тренда лежит главная причина — это дефицит кадров», — сказал экономист.
Научный сотрудник центра Анатолий Харитончик отметил, что зарплата уже «довольно сильно превысила свой равновесный инфляционно-нейтральный уровень», а состояние на рынке труда становится все более проинфляционным фактором.
Дмитрий Крук обратил внимание на то, что несмотря на активный рост инвестиции, они остаются сдержанными на фоне пиков 2012-2014 годов.
«Разгон инвестиционной активности — сейчас он не столь масштабный, и говорить о каком-то инвестиционном буме пока не приходится», — сказал он.
Внешний спрос также был драйвером экономики. Дмитрий Крук отметил увеличение его физических объемов, которые находятся на очень высоком уровне. Предыдущий раз такие физические объемы экспорта наблюдались в 2021 году на фоне постковидного восстановления спроса и переориентации поставок нефтепродуктов на Украину. Вместе с тем особенностью второго квартала, в отличие от ситуации трехлетней давности, является одновременный рост объемов импорта.
Наибольший вклад в рост внешнего спроса внесла Россия. Однако, по мнению Крука, есть вероятность торможения российской экономики, что отразится и на физических объемах беларусского экспорта.
Дефицит во внешней торговле пока относительно невелик. По словам экономиста, он может оцениваться как безопасный. Однако особенность беларусской ситуации в ограничении доступа к финансированию: невозможно, как ранее, разместить облигации за рубежом на рыночных условиях. Соответственно рост дефицита может стать значимым риском.
Среди отраслей наибольший вклад в рост ВВП внесла обрабатывающая промышленность, что является обычным явлением для последнего времени. Однако также вырос вклад строительства и сельского хозяйства, что является новой тенденцией.
«Во втором квартале произошел очень значимый рост, экономика покорила новые максимумы, внутренний спрос продолжил расти. Но все те опасения, которые высказывались в четвертом квартале и даже раньше с начала 2023 года, сохраняют актуальность. В частности, накоплены уже в экономике ощутимые диспропорции», — подытожил Дмитрий Крук.
В частности, он отметил, что финансовые позиции предприятия стабильно ухудшаются, также ухудшается внешняя позиция, растет инфляционный навес. Рисками для дальнейшего роста беларусской экономики остается инфляция в России и меры по ужесточению монетарной политики в РФ. Кроме того, окажут влияние новые санкции.
«Во втором квартале, вероятно, динамика будет претерпевать изменения в сторону снижения роста. Баланс негативных рисков будет давать знать о себе», — сказал Крук.
По итогам года прирост ВВП составит около 4%. В следующем году темпы роста могут снизиться до 0,5-1,5%. Риски более низкого роста ВВП и более высокой инфляции в сравнении с базовым сценарием преобладают на среднесрочном горизонте. Более высокий краткосрочный рост экономики без накапливания инфляционного потенциала возможен в случае интенсификации инвестиций и обеспечения их эффективности.
Анатолий Харитончик отметил, что беларусская экономика находится в состоянии перегрева. Масштаб этого перегрева довольно серьезный, однако экономист не считает его критическим. Во втором квартале он оценивает перегрев в 3,7%, что в два раза больше, чем в первом квартале. Напомним, сегодня премьер-министр Роман Головченко заявил, что правительство контролирует перегрев экономики.
«Если мы возьмем и наши оценки, и того же Национального банка из его инфляционного отчета, можно их вычислить, потенциального роста ВВП, то есть роста ВВП, который не генерирует макроэкономический дисбаланс, то они составляют 1-2% в год, можно допустить, что они временно сейчас выше в период структурной информации — около 2%, но не 4%», — сказал Анатолий Харитончик, комментируя планы правительства по ВВП на 2025 год.
«Если мы примем гипотезу, что экономика перегрета, это не только мои слова — Нацбанк в своем инфляционном отчете показал, что у них разрыв выпуска примерно 3% или даже чуть-чуть выше, то есть они также оценивают перегрев как серьезный, то есть пространства для такого роста выше потенциала просто нет. Таким образом, дальше обеспечить рост на 4% при потенциале 1-2%, будет означать, что перегрев усилится уже до критических уровней, когда возможны кризисные явления», — добавил Харитончик.
Чтобы расти такими темпами в условиях дефицита производственных мощностей, нужно резко нарастить производительность труда, чтобы устранить ограничения. По его мнению, такой сценарий нельзя назвать невозможным, но он маловероятен.
В базовом сценарии BEROC в следующем году масштаб перегрева экономики должен снизиться, но он не будет устранен. Это связано с тем, что рыночные денежно-кредитные условия хоть и приблизятся к нейтральным, но не станут ограничительными, нерыночное кредитование сохранится, расходы бюджета будут расти, а реальные зарплаты хоть и замедлят рост, но их размер останется выше равновесного уровня из-за дефицита кадров.
«Если вы простимулируете экономику на 4%, перегреете ее совсем значительно, то ценовое давление будет совсем повышенным. И обеспечивать вот эту инфляцию тотальным контролем будет совсем сложно. То есть сложно сказать, как долго беларусские фирмы, беларусская экономика протянет в ситуации повышенного ценового давления и ухудшения финансовой позиции фирм. Любой сильный шок приведет к тому, что ценовое регулирование придется отменять или сильно смягчать, что приведет к всплеску цен», — пояснил он.
По его словам, инфляционный навес сейчас составляет около 6%. Сейчас инфляцию сдерживает контроль цен.
«В результате в базовом сценарии прогнозируется инфляция в размере 5-7% по итогам текущего года, и постепенно этот накопленный инфляционный навес будет просачиваться в цены. В будущем году инфляция может ускориться до 6-9%. Но вот эта скорость трансформации инфляционных факторов, фактический рост цен во многом зависят от финансового состояния предприятий», — рассказал Харитончик.