Инвестиционный климат строгого режима

На сегодняшнем совещании с руководством Совета министров, Александр Лукашенко корректировал инвестиционный климат в стране. А заодно предложил бизнесу новую форму «социального контракта».

Поменьше гибкости

Первым делом критике со стороны Лукашенко подверглись предложения правительства «проявлять больше гибкости» в вопросах продажи имущества иностранцами из так называемых «недружественных стран». То есть предусмотреть случаи, когда такое возможно.

Как отметил министр экономики Юрий Чеботарь, по действующим правилам, если компания с иностранным капиталом из «недружественного государства» хочет уйти с беларусского рынка, продав свой актив, ей необходимо заплатить пошлину в размере не менее 25% стоимости его продажи, а затем еще и получить разрешение правительства. Но такой подход порой негативно сказывается на деятельности организаций в ряде сфер — например, в банковской, лизинговой и строительной.

Министр привел примеры. Допустим, банк с иностранным капиталом выдает гражданину кредит под залог недвижимого имущества. И если имущество это, допустим, из-за неуплаты кредита переходит к банку, он его должен продать, чтобы компенсировать потери. Только по действующим правилам, продав имущество, такой банк должен заплатить государству 25% пошлины. То же самое с  иностранными застройщиками: по действующим правилам они могут продавать людям имущество — то есть построенное им жилье — только вместе с уплатой той же самой пошлины в 25%.

Понятно, что эти затраты в итоге оплатят покупатели: тот же застройщик компенсирует свои издержки увеличенной стоимостью квадратного метра.

Поэтому правительство предлагает более гибко подходить к вопросам продажи имущества собственниками из «недружественных стран» и предусмотреть случаи, когда такое возможно.

Лукашенко согласился выслушать предложения правительства, хотя в начале своего спича был категоричен — такое «невозможно никогда».

Вся эта история с 25% похожа на недоучтенный технический момент: вводя в действие ограничения, не просчитали очевидные негативные последствия. А соответствующий нормативный акт был принят без должной экспертизы. В результате получили проблемы, которые теперь надо разрешать. Ну а правитель то ли не до конца вник в происходящее, то ли решил заработать политический капитал, показав «бойцовские качества».

Инвестиционный климат в стране такие подходы, понятное дело, не улучшат. Как раз наоборот. Но климат власти, видимо, уже мало интересует. Понятно, что никто из представителей «недружественных стран» инвестировать сегодня в Беларусь уже не будет. Тут терять особо нечего. И главное для режима – не допустить ухода иностранных компаний. Или, как сформулировал Лукашенко — «оголения основных фондов экономики». Проще говоря — сделать уход с беларусского рынка крайне дорогим удовольствием для собственников. И 25% тут не предел. Не сработает – можно увеличить до 50%. Или до 75%.

Или вообще сказать – уходите? Удачи. А нажитое вами мы с удовольствием оставим себе. А такой прецедент уже есть.

Из стран не только «недружественных»?

«Мы договорились: никакого имущества мы никому не продаем, не передаем, если в результате санкций или каких-то других причин иностранцы, которые имеют здесь собственность, предприятия, компании, уходят с нашего рынка. <> И, как показывает тот же «Макдональдс», мы прекрасно в этом разобрались», —  заявил Александр Лукашенко.

История с McDonald’s показательна. По словам Лукашенко — «ушли – до свидания, собственность принадлежит государству». А «брошенную» сеть закусочных Mak.by теперь продадут «нормальному беларусу».

Только вот к «уходу» и к «брошенной сети» есть вопросы. Американская корпорация McDonald’s уже с 2016 года напрямую не работала в Беларуси. Она лишь продавала франшизу. А у сети одноименных ресторанов были собственники – 90% принадлежали казахстанскому бизнесмену Кайрату Боранбаеву, а 10% — директору сети гражданке Беларуси Виктории Данько. И никаких вам «недружественных стран». Но это не помешало «взять все, да и поделить».

Вопрос даже не в том – кому именно и за какие заслуги продадут или подарят Mak.by. Хотя это тоже интересно. Вопрос стоит жестче — останется ли этот случай единичным, или остальным бизнесам с владельцами из «недружественных», а может и дружественных стран тоже пора приготовиться?

Под соусом защиты «нашей экономики от беспредела Запада в условиях нарастающего санкционного давления», режим устраивает собственный беспредел, беззастенчиво «отжимая» бизнес.

Вывести не выйдет

Еще одна темой сегодняшнего совещания стало противодействие выводу капитала из Беларуси. По словам Лукашенко, тут «заградительные меры должны включаться молниеносно». А то представители государственного контроля докладывают о фактах оттока средств в «недружественные страны» и даже о целенаправленном выводе прибыли за пределы страны.

«Есть компании — наши, не наши. Получили прибыль, деньги какие-то и вывели за пределы Беларуси, разместили на счетах. Деньги, заработанные нашими людьми, выводятся за пределы Беларуси и там работают на разных негодяев, которые вводят против нас санкции», — заявил Лукашенко.

Тут все феерично. Ведь, если вдуматься, «деньги, заработанные нашими людьми» — то есть прибыль, полученная конкретным предприятием — принадлежит его собственнику. За выпущенную продукцию он уже рассчитался с «нашими людьми» заработной платой, а государству уплатил налоги. Какой еще с него спрос? Но не тут-то было — все до копейки должно оставаться в стране. А за пределы – ни-ни. Такой вот инвестиционный климат строгого режима.

Кстати, о «наших людях». Не секрет, что значительная часть инвестированных в Беларусь средств — это реинвестиции. Проще говоря, кто-то на чем-то заработал, вывел деньги в какой-нибудь оффшор, а потом инвестировал их в новый бизнес в Беларуси. Понятно, что зарабатывают этим не случайные, а уважаемые люди. А теперь этим уважаемым людям просто обрубают возможность вывести полученный доход из страны.

Так что можно всерьез говорить о новом «социальном контракте», навязываемом режимом бизнесу. Будь лоялен, трать деньги только в стране. Сколько можешь себе оставить – тебе укажут особо. А для непонятливых – пример Mak.by. А у выводящих заберем то, что имеют. В эту же канву ложатся и обсуждаемые вопросы корректировки таможенного законодательства — «нельзя ущемлять интересы государства». Ничего из его цепких лапок выскользнуть не должно.

По словам Лукашенко, в Беларуси инвесторам предлагаются одни из лучших условий: преференции, льготы, инфраструктура и, естественно, компетенции. Ну и в придачу инвестиционное ноу-хау: вход – рубль, выхода нет.

А желающим сойти с отечественного бизнес-джета, которых от качки уже наверняка подташнивает – инвест-напутствие от беларусского правителя. Которое вполне может войти в список его крылатых фраз: «досвидос — мы разберемся сами».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.