Александр Лукашенко на днях снова заявил о том, что «Орешник» появится в Беларуси во второй половине 2025 года. О том, что это значит, Reform.news поговорил со старшим экспертом iSANS Яном Авсеюшкиным.
«Заявления Лукашенко о ядерном оружии стоит делить на два направления. Первое — это привычный внутренний популизм, направленный на то, чтобы продемонстрировать сторонникам, что он снова сделал Беларусь ядерной державой. В этом подходе нет ничего нового. Равно как до сих пор не существует никаких подтверждений того, что в Беларуси есть российское ядерное оружие. Второй адресат заявлений Лукашенко – внешняя аудитория. Он считает, что подобные заявления могут усилить видимость его субъектности перед вероятными переговорами по Украине», – говорит Авсеюшкин.
Эксперт iSANS считает, что разговоры о применении и размещении «Орешника» в Беларуси связаны с тем, что ядерный шантаж Путина больше не работает.
«Куда больший интерес вызывают комментарии Лукашенко по поводу размещения в Беларуси ракет гиперзвуковых средней дальности. Их стоит рассматривать в контексте изменений риторики Кремля. Судя по последним заявлениям Путина, российское руководство пришло к осознанию, что ядерные угрозы больше не воспринимаются всерьез на Западе. У применения ядерного оружия слишком высокий порог входа и слишком серьезные и непредсказуемые потенциальные последствия. И в том числе потому на Западе перестали верить, что Путин пойдёт на это. А гиперзвук, как он считает — более конвенциональное оружие, за которым нет такого режима контроля, как за ядерным. Потому и его порог применения ниже, и распространение не карается. Как показал удар по украинскому «Южмашу», ощутимых последствий за его применение тоже не было. А значит, на столе появляется угроза гиперзвуком, которая воспринимается более реалистично и более весомо, чем ЯО», — сказал он.
Эксперт также не верит, что Лукашенко действительно был инициатором заявлений о размещении гиперзвуковых ракет в Беларуси.
«Когда Лукашенко говорит, что это он проявил инициативу и предложил Путину разместить «Орешник» в Беларуси, он в очередной раз говорит неправду. Впервые намек о размещении российских гиперзвуковых ракет прозвучал еще в июле 2024 года, когда Путин говорил о «зеркальных мерах» в ответ на будущее размещение американских ракет в Германии в 2026 году. Единственной страной, которая согласилась бы пойти на такое, является лукашенковская Беларусь. Следовательно, заявления Лукашенко в настоящий момент являются лишь прикрытием реального источника инициативы в этом вопросе», — считает Ян Авсеюшкин.