На прошлой неделе Александр Лукашенко принял посла Бразилии в Беларуси Бернарда Жорга Леопольда де Гарсия Клингла. Лейтмотивом встречи значился беларусский калий и стремление руководства Бразилии ослабить санкции, ограничивающие его поставки. Однако не удобрениями едиными – вполне вероятно, что во главе угла оказался гораздо более значимый для беларусского режима вопрос: участие официального Минска в переговорах по урегулированию российско-украинского конфликта.
«Важный партнер» в деле урегулирования
В ходе встречи посол де Гарсия Клингл заявил, что руководство его страны понимает «важность региона и деликатность ситуации». При этом, описывая саму ситуацию, посол не назвал происходящее агрессией России против Украины, а использовал продвигаемый Кремлем нарратив о «противостоянии, которое сегодня происходит между Россией и западными государствами».
По словам де Гарсия Клингла, разрешить конфликт можно только переговорами. И Бразилия готова «принимать участие в диалоге». А в Александре Лукашенко бразильские власти видят «человека, который не только очень хорошо разбирается в сложившейся ситуации, но и может <> способствовать разрешению» кризиса.
Не пожалел посол хвалебных эпитетов и в интервью, которое дал после встречи беларусским государственным телеканалам. Там он назвал Лукашенко человеком с опытом и влиянием, который понимает суть процессов.
«Он действительно хорошо знает этот регион. И он, как мы могли видеть недавно по событиям в России, сыграл важнейшую роль в урегулировании сложившихся там сложностей. Очевидно, что ваш президент мог бы стать важным партнером и в урегулировании нынешнего конфликта», – пояснил дипломат.
Мед в уши
Сказанное – услада для ушей официального Минска. Сразу после провала российского блицкрига Лукашенко всерьез озаботился тем, что «сепаратные договоренности» по Украине будут заключены без него.
«Не может быть переговоров без участия Беларуси. Коль вы нас ввязали в это, прежде всего западные страны, там на этих переговорах естественно должна прозвучать позиция Беларуси», – заявлял он в апреле 2022 года.
Опасения небезосновательны. Нельзя исключать, что в случае заключения мирных договоренностей между Россией и Украиной, беларусскому режиму придется в одиночестве отвечать за соучастие в агрессии. Чтобы избежать такого поворота, Лукашенко очень важно оказаться в числе переговорщиков. Среди тех, кто будет принимать окончательные решения.
В дело включился беларусский МИД – тогдашний министр Владимир Макей сформулировал позицию официального Минска: Беларусь тоже хочет получить гарантии безопасности, а Лукашенко должен участвовать в финальных переговорах Зеленского и Путина.
«Наша принципиальная позиция заключается в том, что переговоры должны вестись с участием тех сторон, для которых важна ситуация, которая развивается в нашем регионе. Это касается и России, и Украины, и Беларуси. Если говорить о гарантиях, то должно быть четкое понимание, какие гарантии безопасности будут и для России, и для Украины, и для Беларуси» – говорил Макей в мае 2022-го. Об этом же глава МИД заявлял в сентябре на заседании Совета Безопасности ООН.
Примечательно, что сегодня практически в тех же выражениях ситуацию описывает посол Бразилии в Беларуси де Гарсия Клингл: «Трудно найти решение без содействия других сторон, которые затронуты этим конфликтом». Это – лишнее доказательство тому, что Бразилия в своих стремлениях урегулировать конфликт не выступает в качестве абсолютно самостоятельного игрока. В речах бразильского дипломата нетрудно разглядеть явные признаки российской переговорной позиции.
А Минск не теряет надежд добиться своего. В мае этого года в письме генсеку ООН Антониу Гутерришу Лукашенко также настаивал на том, что урегулирование российско-украинского конфликта должно идти с его участием и с предоставлением гарантий безопасности Беларуси. В июле замминистра иностранных дел Беларуси Юрий Амбразевич заявлял, что Беларуси необходимы «гарантии безопасности для себя».
Кость от РФ
Лукашенко утверждал: он «абсолютно убежден» – «Россия такую позицию понимает». Да, видимо, Москва готова бросить эту кость «младшему союзнику» ради его спокойствия. А заодно и добавить себе в актив на переговорах «беларусский голос».
Еще в апреле 2022 года Россия предлагала включить Беларусь в число стран – гарантов безопасности Украины. В продемонстрированном недавно в Москве лидерам африканских стран документе, который Путин называл «договором о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», наша страна тоже значилась в перечне гарантов.
Не удалось напрямую – теперь Кремль пробует обходной маневр, вкладывая свои пожелания в чужие уста. К исполнению своих «горячих танцев» Москва подключила лояльных бразильцев.
Отдельный вопрос — как отнесется к участию Лукашенко в возможных переговорах Украина. В 2022 году Киев отказался проводить переговоры в Беларуси, мотивируя это тем, что с территории нашей страны в украинские города «направляются самолеты и ракеты». Украинцы и сегодня вполне могут потребовать исключить из перечная гарантов страну – соагрессора и выступить против участия беларусского правителя в переговорах.
В конце июня секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов написал в своем Facebook: «Настоящая группа российских будущих переговорщиков с Украиной уже есть, но пока остается в тени, впрочем, не исключено участие в этом процессе Лукашенко».
Российская и беларусская пропаганда тут же поторопились заявить, что в Украине «допустили участие Лукашенко в переговорах по мирному урегулированию конфликта». Хотя из поста Данилова этого не следует – можно прочесть и так, что Россия будет предлагать участие в будущих переговорах беларусского правителя.
На данный момент бразильские, а вернее, российские инициативы не находят поддержки в Киеве. Советник президента Бразилии Селсо Аморим, который в мае этого года посещал Украину, заявлял, что любые мирные переговоры должны учитывать реальные интересы России в области безопасности. Это, равно как и недавние высказывания президента Бразилии Лулы да Силвы о том, что президенты Украины и РФ не заинтересованы в мире, вызвало критику со стороны Владимира Зеленского. Попытки Бразилии изображать нейтралитет пока выглядят неубедительно – российские «уши» откровенно выглядывают из-за спин официальных лиц этой страны. «Бразильские инициативы» по включению Лукашенко в состав переговорщиков без сомнений можно отнести к «российскому пакету» предложений. Другое дело, что за Бразилией стоят и другие силы, в том числе, вероятно, Китай.
Понятно, что Кремль при помощи своих сторонников, в том числе и по БРИКС, будет продолжать предпринимать усилия для продавливания выгодных ему договоренностей. В том числе и продавливая участие беларусского режима в будущих переговорах. Участие в них стало бы большим достижением для официального Минска. Стартовые позиции, как Украины, так и России будут напрямую зависеть от положения дел на фронтах. С позиции сильного Киев может настоять на своем и оставить беларусский режим «за бортом» процесса. В противном случае мечта Александра Лукашенко войти в состав переговорщиков вполне способна осуществиться. Хотя как соагрессор он этого и не заслужил.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: