24 февраля 2022 года Московия начала полномасштабную агрессию против Украины. Тогда российские пропагандисты рисовали карты, на которых победой РФ называлась как минимум оккупация половины Украины по Днепру. И, пожалуй, только известный теперь всему постсоветскому пространству Алексей Арестович публично прогнозировал полный крах путинской авантюры.
Однако случилось именно это — Украина устояла, ее войска удержали более чем 1.300-километровый фронт и ежедневно наносят тяжелые потери агрессору. Если в первые дни войны шли разговоры о том, как будет идти оборона Киева, то сейчас обсуждается вопрос украинского наступления в сторону Мариуполя и Крыма.
Каким образом украинцам удалось защитить свою страну? Рассмотрим в основном чисто военную историю 12 месяцев войны.
В целом мы можем разделить ход этой войны на четыре этапа. Первый — это конец февраля-начало апреля. Московия наступала на Украину со всех сторон, в том числе из Беларуси, дошла до городов-спутников Киева, провела массовые обстрелы дальнобойными крылатыми ракетами, однако не решила ни одной из своих стратегических задач.
Управление украинского государства и армии не было дезорганизовано и деморализовано, не были уничтожены ни противовоздушная оборона Украины, ни украинская авиация, на всех направлениях украинские войска и обычные украинцы оказали ожесточенное сопротивление. Неподавленная украинская ПВО означала, что украинцы могут спокойно перебрасывать свои войска в тылу, маневрировать, отступать без критических потерь и наступать скрытно от врага.
Российский летчик в украинском плену на пресс-конференции:
Этот же период войны показал, что если в первые дни армия РФ рассчитывала на какой-то «крымский сценарий» (пусть и в немного более жесткой форме) и по безоружным украинцам старались не стрелять, то очень быстро все вернулось в формат подавления чеченского партизанского движения — грабежи, шантаж, изнасилования, пытки, расстрелы. Первые же освобожденные украинскими войсками города Буча и Ирпень оказались местами массовых военных преступлений ВС РФ.
Неготовые к настоящей войне и деморализованные первыми потерями, войска московитов мгновенно опустились на уровень уголовной логики «раз сопротивляются, то сами виноваты».
Огромной проблемой для агрессора стала логистика — особенно там, где удалось относительно далеко отойти от первоначальных баз. В некоторых местах образовались многокилометровые пробки из техники и автотранспорта — по которым украинская артиллерия и даже авиация стали наносить болезненные удары.
Житель Бучи показывает уничтоженную колонну московитской техники в своем городке в первые дни войны. Источник — Алексей Козин:
Также российские тыловые колонны стали массово подвергаться ударам украинских Сил специальных операций и разного рода партизан — от организованных подразделений Территориальной обороны до самодеятельных сельских партизан с двустволками.
Это стало причиной острого дефицита топлива, продовольствия и, возможно, в некоторых случаях боеприпасов уже в боевых частях. В сочетании с морально-психологической неготовностью большого количества российских солдат к войне данная ситуация привела к тому, что солдаты часто просто бросали боевую технику при первой же возможности, обеспечивая украинские села вполне боеготовыми танками, бронетранспортерами, грузовиками и даже дорогущими системами ПВО «Панцирь».
Помогли тут украинцам и беларусы — диверсиями на железных дорогах в тылу российской группировки, наступавшей из Беларуси. Также беларусские добровольцы приняли участие в обороне Киева, а затем сформировали как минимум 3 батальона в составе украинской армии.
Провал авантюры был очевиден, и Москва была вынуждена заявить о «деэскалации» — бросив достаточно большое количество техники, ВС РФ примерно с 29 марта по 7-8 апреля покинули Киевскую, Черниговскую и Сумскую области Украины. Целью стало якобы будущее наступление на Донбассе.
Самым долгим на данный момент стал второй этап российской агрессии — с начала апреля по сентябрь 2022 года. Москва поняла, что ее кавалерийский наскок не удался, и попыталась набрать все силы, которые только можно, не прибегая к принудительной мобилизации.
Герой России, бывший уголовник, а теперь приближенный Путина Евгений Пригожин вербует заключенных в «ЧВК Вагнер»:
На войну пехотинцами и танкистами стали посылать военных всех родов войск из всех регионов РФ — от моряков до ракетчиков. Предлагая баснословные по российским меркам зарплаты и уникальные 3-месячные контракты, в качестве контрактников набрали, пожалуй, уже всех, кто хотя бы задумывался о военной карьере. В этот же период началась вербовка уголовников в тюрьмах для службы в псевдо-ЧВК «Вагнер». В так называемых «ДНР» и «ЛНР» насильно выгребли едва ли не все мужское население — вплоть до музыкантов донецкой филармонии, оперы и цирка (многие из которых погибли уже в апреле).
Мобилизация в «ДНР»:
Используя эти ресурсы, РФ удалось за этот период после долгого штурма взять Мариуполь, несколько продвинуться в Харьковской, Донецкой и Луганской областях. Однако широко разрекламированное наступление по сути свелось к неудачным для РФ боям на реке Донец, а также к захвату городов Северодонецк и Лисичанск. Война превратилась по сути в войну артиллерии — и по численности артиллерия РФ значительно превосходила украинскую.
Соответственно, в этот же период начались действительно серьезные поставки вооружения и военной техники Украине. Если до войны и в первый месяц войны Украина получала в основном пехотное переносимое противотанковое, противовоздушное и стрелковое оружие, то теперь образовалась целая коалиция стран, которые готовы отправлять почти все — от снарядов и ракет до танков и артиллерии.
Так, например, в апреле Франция объявила об отправке в Украину самоходных гаубиц CAESAR, а в мае Белый дом сообщил, что в Украину отправляются высокоточные ракетные системы HIMARS, устроившие затем настоящее истребление российских складов топлива и боеприпасов, расположенных от фронта ближе чем в 60-70 км.
Житель Луганской области курит на фоне детонирующего склада боеприпасов ВС РФ в Алчевске:
В итоге, к концу августа российское наступление умылось кровью и окончательно выдохлось с минимальными результатами. ВС РФ также потеряли много самой современной техники — танки Т-72Б3 и Т-90М, БМП-3, БМД-4, БТР-82, самоходной и буксируемой артиллерии.
Именно тогда начался третий период войны — украинские наступления с сентября по август.
О планах по деоккупации юга Украины было официально заявлено еще в июле, когда основным содержанием действий на фронте были упорные кровопролитные бои в Луганской и Донецкой областях.
Сначала украинские войска создали плацдарм на южном берегу реки Ингулец. Одновременно начались постоянные ракетные удары по мостам через Днепр в тылу военной группировки РФ — единственным артериям ее снабжения. Эти действия заставили Москву перебрасывать к Херсону дополнительные войска, наводить временные понтонные и паромные переправы, которые опять же подвергались обстрелам украинской высокоточной артиллерии.
В августе начались более активные атаки украинских войск под Херсоном, однако непонятно, были ли эти атаки действительной попыткой большого наступления или только отвлекающим маневром. Одновременно начались довольно регулярные украинские удары по военным объектам РФ в Крыму.
Российские туристы на фоне взрывов на аэродроме «Саки»:
Подкрепления ВС РФ поехали под Херсон. Российская пропаганда уже радовалась, что «у укров не выходит их наступление», когда настоящее наступление началось на противоположном участке фронта — под Харьковом.
Сконцентрировав там свежие силы, 6 сентября украинцы пошли в атаку под городом Балаклея и сходу прорвали оборону московитов. При этом, если верить описаниям очевидцев, украинцы не ввязывались в долгие бои в городской застройке, чем часто занимались их противники, а только блокировали подразделения оборонявшихся и быстро шли вперед, наводя панику и уничтожая логистику врага. Оккупанты из состава 1-й гвардейской танковой армии в беспорядке бежали, оставляя украинцам зачастую полностью исправную ценную боевую технику.
Брошенные танкистами ВС РФ танки Т-80БВ и другая военная техника:
Именно после этого в РФ была объявлена мобилизация — добровольного пушечного мяса не хватало даже за большую зарплату. Именно после харьковского бегства Московия начала регулярные ракетные обстрелы украинской гражданской инфраструктуры — с целью оставить украинцев зимой без тепла и света.
В ноябре украинские войска провели успешную наступательную операцию под Херсоном — «срезав» северную четверть российского плацдарма на правом берегу Днепра. Однако штурмовать Херсон — большой город, в котором были бы огромные разрушения и жертвы среди мирного населения, не стали.
Беларусский батальон «Террор» идет в атаку на Херсонщине:
Освобождение Херсона было не похоже на предыдущую наступательную операцию украинцев в Харьковской области. Ракетными и артиллерийскими ударами по мостам через Днепр украинские войска настолько затруднили снабжение херсонской группировки московитов, что новые атаки украинских войск угрожали обрушением всего фронта и бесконтрольным бегством. В итоге оккупанты с 9 ноября были вынуждены оставить город и всю территорию на правом берегу.
Получив сотни тысяч мобилизованных (официально было мобилизовано 300 000 человек) ВС РФ с упорством, достойным лучшего применения, вновь начали примерно то же самое, что мы наблюдали во второй фазе войны. Только уже с меньшим количеством техники, которая стала, к тому же, менее современной. Одновременно постепенно стал ощущаться дефицит боеприпасов.
Гаубица ВС РФ Д-1 1943 года разработки едет на войну 21 века:
Начались новые бои за города в Донецкой области Украины. Так, Соледар — город в Бахмутском районе с довоенным населением около 10 000 человек, ВС РФ штурмовали еще с лета. Город был оставлен украинскими войсками в конце января.
Начались атаки оккупантов и на юге — под Угледаром, однако там в оборонительных боях ВС РФ, несмотря на новые и новые кровопролитные атаки, терпят поражение.
До сих пор идет борьба за районный центр Бахмут в Донецкой области. Бахмут стал фронтовым городом еще в мае. Причем, судя по комментариям очевидцев и съемкам с дронов, московиты зимой вынужденно вернулись едва ли не к тактике Первой мировой войны — атакам просто силами пехоты и артиллерии. Предположительно, потери ВС РФ (вместе со всяческими прокси) тут составляют десятки тысяч человек.
Убитые ВС РФ под Бахмутом:
Отстоят ли украинские войска Бахмут, как в начале войны отстояли Харьков, или отступят, максимально истощив силы наступающих, как летом отступили из Северодонецка и Лисичанка — остается вопросом.
Этот четвертый период войны продолжается и сегодня.
В марте 2022 года РФ оккупировала 161 000 км2 украинской территории, в том числе 42 000 км2 приходились на оккупированные в 2014 году Крым и Донбасс.
С марта ВСУ освободили 74 000 км2 украинской территории — то есть больше половины того, что было захвачено РФ с 24 февраля 2022 г.
Один из самых трогательных роликов войны:
За этот год события продемонстрировали нам самые разные аспекты военного искусства — от снаряжения рядового пехотинца до ударов по логистике и транспортным узлам, от важности беспилотников и спутников для разведки до средств связи и управления. И экзамен на овладение этим искусством Украина сдала достойно.
Однако все это было бы невозможно, если бы не мощный дух украинского национализма, если бы не яростная готовность защищать свою страну даже в условиях, которые казались в первые дни войны безнадежными.
Именно это главный вывод, который мы, беларусы, должны сейчас сделать — если хочешь победить, сражайся до конца.